Пригласили к разговору заместителей глав администраций по социальным вопросам, представителей депутатского корпуса. В этот же день губернатор встретится с творчески работающими педагогами, чтобы из первых уст услышать, какие проблемы волнуют учителей накануне учебного года. - Олег Иванович, каковы же приоритеты амурского образования? - В департаменте разработана концепция развития образования до 2010 года. Основные направления -обеспечение нового качества образования, совершенствование воспитательной работы и укрепление здоровья детей. Не секрет, что у нас сегодня всего десять процентов детей здоровы, а образование вносит негативную лепту в состояние здоровья школьников. Чтобы не кричать «SOS», когда здоровье ребенка в критическом состоянии, сама концепция школы, а до нее - и детского сада должна быть валеологически направленной. Валеология - наука о сохранении здоровья. - Что следует понимать под новым качеством образования? - Первая ассоциация, которая приходит на ум, когда говорится о качестве образования, - это количество отличников и медалистов. Да, это важно. Но природа-матушка устроила так, что в одном поколении рождается всего десять процентов одаренных детей. Сорок процентов - так называемые «крепкие середнячки», а остальные не сильны в обучении. Поэтому все сто процентов никогда медалистами не станут. Это не может быть идеалом современного образования. А вот соответствие процесса образования и его результата потребностям и ожиданиям как самих учащихся, так и общества, - это как раз то, к чему нужно стремиться. - Это интересно. Но хотелось бы большей конкретики. - Разрабатывая управленческий проект, с которым пришел на пост руководителя департамента, я сформулировал несколько тезисов. Первый звучит так: переход от педагогики памяти к педагогике мышления. Образовательные программы сегодня нужно ориентировать не столько на усвоение знаний, сколько на освоение учащимися способов получения, интерпретации и использования информации. Выпускник должен уметь ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и продуктивно действовать в сложном, противоречивом, динамично развивающемся мире. И при этом, как сейчас говорят, быть успешным. «Ходячая энциклопедия» - это не идеал современного образования. Второй аспект - переход от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Все более востребованным становится не умение соблюдать заданные нормы, а те качества, которые позволяют быть инициатором новых норм. И способность критически относиться к имеющимся нормам бытия так же важна. Далее. Мы уходим от педагогики принуждения к педагогике социальной пробы. Происходит изменение педагогических технологий в сторону активности самого ученика. Это позволяет формировать навыки социальной компетентности личности, способности к социальному партнерству. От педагогики учебного предмета переходим к педагогике самоопределения. Нам надо сделать акцент на взращивании уникальности и неповторимости каждой личности с ее творческим потенциалом, индивидуальным видением мира. Эти концептуальные вещи должны быть проработаны в практике. Должны появиться новые формы организации учебного процесса, новые проекты и, возможно, новые образовательные учреждения. Это и будет то новое, что мы начнем вводить в практику уже в наступающем учебном году. - Но это не единственное новшество? - Конечно, нет. Могу обрадовать сторонников ЕГЭ - нынешние одиннадцатиклассники смогут поучаствовать в общероссийском эксперименте. Мы подали заявку для участия в нем. Это будет первая проба, поэтому в рамках ЕГЭ будут приниматься не все экзамены, а по одному или двум предметам. И не все ученики поголовно будут охвачены ЕГЭ, а лишь те, кто хотел бы продолжить обучение в вузах. Мы, конечно, могли бы провести ЕГЭ для всех, но это очень затратно. Допустим, чтобы из Зейского или Селемджинского районов доставить всех детей в райцентр, где будет проводиться экзамен, придется затратить немало средств. А нужно ли? Примерно 30 процентов учеников испытывают затруднения в учебе и вовсе не собираются поступать в престижные вузы. Для них мы должны сохранить традиционную форму сдачи экзаменов как альтернативную. Система ЕГЭ потребует создания серьезных ресурсных центров. При нашем региональном институте переподготовки педагогических кадров мы создадим мониторингово-диагностический центр, обучим профессиональных тестологов в Питере или Москве. Подготовку нужно начинать сейчас, потому что перспектива ясна. Сейчас технологии ЕГЭ отрабатываются во всех субъектах федерации, а с 2008 года выпускники всей страны будут сдавать ЕГЭ в штатном режиме. - Первого сентября за парты сядут не только школьники. Реструктуризация профессионального и среднеспециального образования будет продолжена? - У нас в регионе три педагогических колледжа, 27 профучилищ, 24 ссуза и пять вузов. При департаменте мы создаем управление профессионального образования и науки, включающее в себя отдел начального профессионального образования и отдел науки и связи с вузами, ссузами и институтом повышения квалификации учителей. Это нужно для лучшей координации работы и своевременных управленческих решений. Одно из них - постановлением губернатора от 3 августа образован Амурский педагогический колледж путем слияния трех педколледжей. Подбираем директора, формируем единую управленческую команду, решаем имущественные вопросы. Сразу должен заверить всех студентов, то они продолжат обучение по утвержденным программам и учебным планам, с теми же педагогами. Мы не ставим цели разрушить среднее профессиональное педагогическое образование, в чем обвиняют нас некоторые педагоги. Отнюдь нет. Мы ставим три цели. Первая - оптимизация бюджетных затрат. Мы тратим деньги облбюджета, а всего 13 процентов выпускников трех педколледжей идут работать в школу. Вторая цель - упорядочение бюджетного заказа в соответствии с рынком педагогического труда. Учителей информатики, например, готовят в БГПУ и двух педколледжах! Получается дублирование. Педколледж N 3 готовит социальных работников. Это другая отрасль, но деньги тратятся из кармана нашего ведомства. Надо решить: либо это будут затраты заказчиков, то есть департамента соцзащиты, либо обучение будет построено на коммерческой основе, как педколледж N 2 готовит дизайнеров. Третья цель - качество подготовки специалистов. Ежегодный набор учащихся (500 человек) в этом году мы уже сократили на сотню. К следующему учебному году Амурский педколледж сам выработает свою стратегию, и мы отрегулируем заказ. - Олег Иванович, если вернуться к школьной жизни, решение каких насущных проблем вам кажется наиболее важным? - Поддержка инновационных проектов в педагогике. В области работают шесть гимназий, одна прогимназия, два общеобразовательных лицея и одна частная школа. Есть школы, которые работают в экспериментальном режиме - их около десяти. Необходимо разработать механизмы эффективной поддержки инновационных проектов. Это могут быть губернаторские гранты для педагогов-новаторов или иные формы. Нужна также нормативно-правовая база, которая бы позволяла успешно развиваться гимназиям, лицеям и частной школе. В других территориях это есть, а у нас пока нет. Мы ставим задачу стимулирования и поддержки авторской школы, которая создается по задумке директора и педагогического коллектива. У нас в области работают восемь директоров, получивших два года назад общественный статус академиков Академии творческой педагогики. Такой конкурс проводят Минобразования и газета «Педагогический вестник». Директора представили свои проекты на российском уровне, умело защитили их в Москве. Это директора aрхаринской школы Юрий Карлаш, белогорской N 17 Светлана Якимова, свободненской N 1 Галина Сергиенко, благовещенской частной школы N 2 Светлана Городович, школы из Верхнеильиновки Завитинского района Юрий Крюков и другие. Это «первые ласточки». Нам нужно создать ассоциацию творческой педагогики, провести творческий форум с презентацией инновационных идей. При поддержке нашей науки попробуем создать базовые пилотные школы, училища по различным перспективным направлениям в рамках движения «Педагогическая наука -практическому образованию». Почему школа не может быть экспериментальной площадкой той или иной кафедры БГПУ или ИППК? Без науки сегодня нельзя быть школой 21-го века. - То есть вы настроены серьезно дружить с наукой? - В 90-х годах я защитил кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические условия саморазвития личности учащегося в гимназии» - как раз по инновационной школе. Моя авторская педагогическая технология проходит апробацию в школе N 1 Архары, в гимназии N 1 Тынды и школе N 2 Шимановска. Идеи нашли реализацию в программе переподготовки управленческих кадров в рамках всероссийского конкурса проектов на лучшее взаимодействие между институтом переподготовки педагогических кадров и педуниверситетом, я получил грант в 5000 долларов за проект «Современной школе - современного руководителя». Работаю над докторской диссертацией по управлению персоналом в образовательном учреждении. В связи с переходом в департамент образования темп работы над диссертацией замедлился. Тем не менее не теряю надежды на практике провести апробацию многих идей. Дружу с наукой по-прежнему и ищу союзников среди практиков, которые помогут доказать жизненность концепций, выстроенных на основе философии образования, психологии управления и других направлений научной мысли.

Возрастная категория материалов: 18+