Напомним, наводнение полностью разрушило деревянный мост в Невере на федеральной трассе «Лена», связывающей Амурскую область с Республикой Саха (Якутия). Тогда жители нижней половины Большого Невера, а это около 1300 человек, оказались отрезанными от верхней части поселка, в которой сосредоточены основные социальные объекты. Как подсчитали местные старожилы, такого потопа не было 36 лет. Уровень воды в реке поднялся на 3 метра выше нормы. Старый деревянный мост постройки 40-х годов прошлого века не выдержал натиска реки и рухнул на глазах изумленных сельчан. - Мост просто себя изжил, - говорит глава Неверского сельсовета Николай Яковлев. - За 60 лет по нему провезли несметное количество грузов. Основной поток автотранспорта пришелся на годы сооружения БАМа. Когда еще не построили железную дорогу до Тынды, через Большой Невер шли караваны тяжелых машин с грузами. В последние годы из-за строительства федеральной дороги Чита - Хабаровск изменились русла ручьев, впадающих в реку Большой Невер. Где-то строители автотрассы сэкономили на водопропускных трубах. Все это тоже повлияло на гидрологию нашей местности. Летом прошлого года встал вопрос о восстановлении моста. Так как он находится на федеральной дороге, то строительство сооружения взял на себя Росуправдор. Изначально в Невере планировали построить капитальный мост, его примерная стоимость составила бы 40 - 50 миллионов рублей, но Москва выделила денег в 4 раза меньше - 12 миллионов. В августе тындинский «Мостоотряд-54» приступил к работам по реконструкции моста - замене опор, пролетных строений. Сегодня на объекте практически закончились монтажные работы. 1 апреля строители обещают сдать его заказчику. Восстановленный мост будет длиной 72 метра и выше своего предшественника. В Алдане в управлении, курирующем автодорогу «Ле-на», признались, что впервые столкнулись с ситуацией, когда приходится полностью отстраивать заново искусственное сооружение после паводка. Пока же автомобилисты проезжают реку по льду. Кроме японских авто, которые перегоняют с Дальнего Востока в Сибирь, через Невер следуют и колонны трубовозов «Транснефти». Тяжелые машины нефтяников вызывают беспокойство местных жителей. На объездной дороге через разрушенный мост тягачи с трубами могут в любой момент въехать в близлежащие дома. - Вот посмотрите - от дороги до моего дома 10 метров, - показывает расстояние Виктор Белинкин, житель Большого Невера. - Машины едут практически по двору. А это и постоянный гул, и невыносимая гарь. Дом Виктора Белинкина прошедшим летом был основательно затоплен водами разбушевавшейся реки. Все подворье, фундамент полностью залило водой. На заборе, завалинке хорошо видны следы стихии. - То, что был уничтожен урожай картофеля, других овощей, это еще полбеды, - продолжает житель Невера. -Проблема в том, что пострадал деревянный дом, его нужно ремонтировать, а выделенных компенсационных денег - несколько тысяч рублей - и на куб доски с трудом хватит. Хозяева пострадавших домов в прошлом году получили компенсации от 2 до 20 тысяч рублей - в зависимости от причиненного ущерба. Деньги выделили областная администрация и МЧС. Помощь оказали также из средств бюджета Сковородина. Компенсацию получили 307 семей. - Нам хорошо помогла область: на очистку русла реки и отсыпку дамбы выделили 1,5 миллиона рублей, МЧС на строительство пешеходного моста - 800 тысяч. На сооружение жизненно важного объекта мы изыскали еще в бюджете города 256 тысяч. Столько же обещала выделить и районная администрация, но свое слово район не сдерживает, денег от них так и нет, - говорит глава города Сковородина Тамара Конюшихина. Несмотря на задержки финансирования, к весеннему ледоходу строители должны закончить возведение моста, связывающего две части города. Предназначен он исключительно для пешеходов, машины по нему передвигаться не смогут. Впрочем, как подчеркивает Тамара Федоровна, исторически так сложилось, что в этом месте никогда не было автомобильного моста, два берега реки соединяла только пешеходная конструкция. Как говорят строители, и автомобильный мост в Большом Невере, и пешеходный в Сковородине теперь выдержат натиск любой стихии. А жители тем временем ждут, когда сдадут в постоянную эксплуатацию федеральную дорогу Чита - Хабаровск с развязкой в районе Невера. Тогда разрешится еще одна проблема: нескончаемый поток японских машин пойдет в обход поселка.

Возрастная категория материалов: 18+