И при этом спокойно поглощать нехитрую пищу с нехитрыми же напитками, то в случае с «Грузом 200» история несколько иная. Тут вопрос только в том, чем зритель подавится — чипсами или пивом. Алексей Балабанов в своем одиннадцатом фильме показал реальность такой, что лучше уж, честное слово, оказаться среди тех самых холмов. Там хоть какие-то шансы просматриваются. Два магнитных полюса Еще до официальной премьеры фильма о нем ходили самые жуткие отзывы — во многом благодаря его демонстрации на «Кинотавре». После премьеры мнения как критиков, так и зрителей в подавляющем большинстве примагнитились к двум полюсам. Мнение номер один: Балабанов снял свою самую сильную, но и самую отталкивающую картину на сегодняшний день. Мнение номер два: к советской эпохе режиссер откровенно притянул за уши жестокий сюжет, которому место в каких-нибудь альтернативных фильмах ужасов про соратников Чикатило в нелегком маньяковском труде. В общем, для откровенного восхищения в этом случае места не нашлось — и это объяснимо. Обе стороны по-своему правы, но все-таки вторая слишком уж сильно пытается продемонстрировать свою непредвзятость и неподверженность шоку. Массовый зритель, он ведь не смотрит подобное кино по вечерам в качестве разминки для киноведческих мозгов, он идет вслед за пиаром, как и полагается. А пиар в данном случае обеспечен не рекламными трейлерами, но общественным перешептыванием и именем режиссера, которого в России как смотрели, так и будут смотреть. Потому как по уважению, работоспособности и уверенности в суждениях он кому хочешь приличную фору даст. Мы видели разное кино от этого режиссера, пусть и с хорошо просматривающимся почерком. Изрядной жестокостью насыщены оба «Брата» и намеренно перенасыщены «Жмурки», а то, каким может быть окружающий мир — нет, скорее, каким он бывает, потрясенный зритель мог наблюдать в одном из самых безысходных фильмов российского современного кинематографа под названием «Про уродов и людей». Плюс «Война», в которой история героя то и дело скатывается в историю огромного зиндана, в котором оказываются все участники чеченской войны. Каждый раз, отплевавшись и отматерившись, зритель в конце концов пересматривал фильм, потому что к жестокости, которую уже видел, быстро привыкаешь, да и примерно помнишь, на каком моменте лучше выйти покурить, чтобы не расстраиваться. Боюсь, с «Грузом 200» этот фокус не пройдет. Что там и куда притянуто за уши — спорный вопрос, а вот полный зал, погруженный в депрессивно-тоскливое молчание, я видел своими глазами. Нашему зрителю еще никогда не показывали Советский Союз таким. Здесь не видно ни продажных партийных бонз, ни вынужденной фарцевать молодежи, ни лагерной повседневности. Все это в фильме присутствует, но все это по отдельности тонет в общей картине страха, нарисованной Балабановым. Светлое будущее в хлеву Было бы глупо подозревать режиссера в случайном выборе 1984 года в качестве времени действия. Все, что происходит, могло происходить в любом другом году — более того, это могла быть вообще не советская эпоха, потому что главных составляющих сюжета в любые времена было предостаточно в любом государстве. Но в целом этот составляет такую уродливую, необычную, исковерканную антиутопию, которая громко и отчетливо заявляет о том, о чем антиутопии положено заявлять. Город Ленинск, в котором и происходит практически все действие фильма, позиционируется как обычный советский городок — одно название чего стоит. Но выглядит он прямо-таки монстром архитектуры, общие планы постоянно дымят трубами, плюются грязными грузовиками и чихают угольной пылью. Сегодняшнему молодому зрителю станет вообще непонятно, как можно жить среди всего этого серого, вяло ворочающегося и беспросветного, насколько это возможно, социалистического бытия. Тем не менее в этом городе есть все, что положено советскому городу середины восьмидесятых. Везде играет радостная музыка про «Край магнолий», дискотеки переполнены длинноволосыми парнями и не знающими пределов в использовании косметики девицами. От них постепенно отделяется одна парочка и отправляется в недалекое, но страшное и долгое путешествие, в котором постепенно появляются попутчики, круто меняются события и отнюдь не все доберутся до финала живыми и здоровыми. Главный пункт общего сбора — какое-то отвратительное подворье в глуши, приспособленное под мини-завод самогоноварения. Здесь живет трудолюбивая женщина и покорный вьетнамец, а возглавляет сомнительное предприятие герой Алексея Серебрякова, мрачный мужчина крестьянско-замызганного вида, находящийся в крутом витке алкоголизма. Благо продукт производится непосредственно тут же, в каком-то хлеву, каковым является вообще любая постройка на территории этого «кривенького домишки». На Серебрякове хотелось бы остановиться подробнее. С некоторых пор он приобрел довольно-таки неожиданное и не самое понятное амплуа мужчины-алкоголика, обозленного на весь окружающий мир. Это уже третье из его недавних появлений на экране в таком образе: за столом, со стаканом и рукой, подпирающей буйну голову. Он орал на всех с перепою в «Перегоне», затем точно так же бросался трехлитровыми банками в сериале «Смерть шпионам» и вот здесь тоже, щедро разливая самогон случайным гостям, рассуждает о бессмертии души. Причем в «Грузе 200» это особенно к месту — на общем фоне сильно не хватало бы алкоголика с явным намерением попрать советскую власть или хотя бы выбраться из-под ее железной пяты. Освобождаться он намерен прям в этом вот самогонном заведении, создав на ее базе нечто вроде республики в тоталитарном государстве — о, Кампанелла, знал бы он, где могут заводиться идеи, подобные его Городу Солнца. Здесь и начнется та часть фильма, которая от ужасов сугубо атмосферного характера переходит к ужасам сюжетным. То есть окружающая среда никуда не девается, да и куда ей деться в данной ситуации, просто то, что происходит с героями, еще страшней. Жестокая ирония, которую Балабанов освоил в пугающем совершенстве, касается и папы накрашенной героини, всесильного секретаря райкома, оказывающегося абсолютно бессильным, и ее парня-десантника, благодаря которому фильм носит такое название, и всей советской милиции, перемешавшейся с военными и, черт знает, с кем еще. И только герой Александра Баширова тих, придурковат и, конечно же, обречен. Такие дела. Счастье в угольной пыли Фильм не может не шокировать зрителя, потому как зритель в большинстве своем нормален, и увиденное повергает его в логичное отупение, которое не имеет ничего общего с эффектом от американских комедий. «Груз 200» производит совершенно обескураживающий эффект, который даже трудно назвать испорченным настроением — это притом, что прыгать на одной ножке и петь про магнолии в финале не приходит в голову. Общая подавленность — это ведь еще и повод задуматься, банальная функция хорошего кино. «Груз 200» нельзя показывать без предупреждения. Понятно, что предостерегать кого-то в подобных случаях -значит, скорее всего, только подогреть его любопытство, но тем не менее. Дело в том, что многие зрители в зале, возможно, были вообще не в курсе, что их ждет. Или, что еще хуже, ожидали очередных «Жмурок», только с участием маньяка и жертвы — то есть картины, в которой количество трупов быстренько-быстренько превышает все пределы и в зале становится скорее весело, чем страшно. «Груз 200» от начала и до конца — балабановский ответ эпохе, в паутине которой ему явно не хотелось бы оказаться еще раз. И, знаете, его можно понять. Кто-то обязательно назовет этот фильм лживым, пропагандистским и тупо антикоммунистическим. Может быть, Балабанов и склонен к преувеличениям, но врать не привык, о чем постоянно заявляет в интервью. И если во втором «Брате» он просто заигрался с американской частью действия — так он там и не жил, в конце концов, ему это простительно. В последнем своем фильме он показывает ту действительность, которую видел сам, которую видели его близкие и знакомые люди. Просто ту ее сторону, которая связана со счастливыми лицами, верой в будущее, нормальной человеческой жизнью, он умело — именно умело — прячет в тень, в смог, в угольную пыль. И это его право — также, как наше право не соглашаться с такой точкой зрения. «Груз 200» — это ведь только кино, вид искусства, в котором, к счастью, пока есть место не только фантазии и фантастике, но и любой полярности взглядов. Поэтому не стоит спешить обвинять режиссера в маниакальной жестокости и отсутствии маломальского уважения к истории своей страны. В конце концов, можно просто не смотреть этот фильм — настроение будет лучше. Если нет желания, незачем и отправляться в места, из которых так трудно добраться до краев, где растут магнолии.

Возрастная категория материалов: 18+