Летом жулики всех мастей, хулиганы, ворье и грабители вслед за рядовыми горожанами спешат на улицу - туда, где можно поживиться. Причем прогулки под луной остаются в разряде самых популярных развлечений, а значит, и почва для гоп-стопа более чем благодатная. Квартиры отпускников тоже не остаются без внимания. Число краж возросло на 80 процентов. Согласно законодательным нормативам, амурской милиции не хватает около четырех тысяч сотрудников, но даже в случае их появления на каждый перекресток или лестничную клетку по постовому милиционеру все равно бы не хватило. В УВД области признают, что попасть в беду несложно - куда как труднее потом найти виновного, особенно если потерпевший не знает элементарных правил обращения в правоохранительные органы. Увы, но приемы самообороны, удары ногами, руками, броски и прочие атрибуты антиагрессии, активно насаждаемые через СМИ, помогают далеко не всем, а пожилым людям и вовсе противопоказаны. Поэтому «АП» решила отойти от традиционных советов, как не попасть в беду, а попытаться рассказать, как из нее выбраться. В качестве правового консультанта выступила заместитель начальника штаба УВД по Амурской области подполковник милиции Оксана Косицына. Здоровье прежде всего Просьба закурить на ночном тротуаре давно вышла из разряда банальных и безобидных. Как правило, после выдачи сигареты потенциальная жертва становится перед дилеммой: жизнь или кошелек (сотовый телефон, золотые украшения и так далее). Предугадать дальнейшее развитие событий крайне сложно, и, к сожалению, все в большинстве случаев зависит от настроя грабителей или хулиганов. Можно сказать, повезло, если удалось остаться без содержимого сумочки или кошелька, а заодно и без повреждений лица и других частей тела. Избитый же гражданин обязательно становится перед очередным выбором и задается вопросом: куда звонить в первую очередь - в милицию или больницу? - Однозначно здоровье дороже, - высказывает мнение Оксана Юрьевна. - В случае избиения человека и необходимости медицинского вмешательства сначала нужно попытаться получить именно его, то есть не стесняться звать на помощь или попросить прохожего позвонить в службу «03» со своего сотового телефона. Когда в больнице убедятся, что травма не похожа на бытовой порез пальца, врачи обязаны оповестить милицию. На этот счет существует совместный приказ Минздравсоцразвития и МВД номер 418 от 09.01.1998 года. Так что в любом случае правоохранительные органы будут поставлены в известность о случившемся. Если преступники ограничились сравнительно мирным изъятием содержимого кошелька без применения физической силы, конечно, нужно осмотреться по сторонам, отметить возможных очевидцев, время, место совершения преступления, особые приметы злодеев, их манеры поведения, особенности голоса, если возможно. Каждая из этих деталей может стать ключевой в успехе дальнейшего расследования. Ближний свет В Благовещенске здания городского и районного УВД находятся всего в двух кварталах друг от друга. Первое отвечает за преступления в городской черте, второе - за ее пределами. Подростки, ставшие жертвами воришек в одном из городских ночных клубов, о подобных тонкостях не знали и обратились с заявлением в ближайшую дежурную часть. Ею оказалось подразделение районной милиции. Дежурный, выслушав жалобу соискателей справедливости, заявление принимать отказался, отправив всех к своим городским коллегам. В итоге милиционера наказали, ведь, кто знает, что еще могло произойти с потерпевшими ночью по дороге из одной милиции в другую. В Благовещенске, как, впрочем, и в любом другом областном центре России, количество милиционеров на общее число жителей значительно больше, чем в периферийных населенных пунктах. Помимо дежурной части городского УВД, есть еще дежурные части ГИБДД, областного УВД, ППС, опорные пункты, стационарные посты самых разнообразных подразделений министерства внутренних дел. Куда из них жаловаться на уличных или квартирных налетчиков, хулиганов или мошенников, рядовой гражданин сразу и не сообразит. Специалисты уверены, что этого и не нужно делать: надо ориентироваться на ближайший свет в милицейском окне. Там обязаны принять заявление гражданина, не взирая на собственную ведомственную принадлежность, а помочь должен любой милиционер, оказавшийся поблизости. Не важно, спешит он домой с дежурства или по долгу службы занимается кабинетной работой, не связанной с оперативной деятельностью. - Если я как сотрудник милиции буду скромно и молча находиться рядом в гражданской одежде и не окажу помощь пострадавшему, то это будет характеризовать меня как человека и останется на моей совес-ти, - делится Оксана Косицына. - Сотрудник в милицейской форме даже в выходной день не имеет права на подобные слабости. Кстати, он обязан уметь и доврачебную помощь оказать. Поэтому нужно попытаться обратиться в ближайшее подразделение системы МВД или к любому проходящему мимо сотруднику. Внимание! Каждое правонарушение подлежит регистрации. После этой процедуры потерпевшему даже специальный талон-уведомление выдается. Правда, делается это только в дежурных частях, которые занимаются непосредственно регистрацией преступлений. Допустим, обратился гражданин с заявлением о грабеже в Госавтоинспекцию. Там заявление принимают, звонят в городской либо районный орган внутренних дел и туда же отвозят потерпевшего на собственном транспорте. Одновременно дежурный решает вопрос о направлении на место происшествия оперативной группы и других мероприятиях. Впрочем, эти тонкости пострадавшего уже могут не волновать - для него главное вовремя обратиться и проследить за регистрацией криминальной неприятности. Тогда она точно не останется без внимания. Кстати, именно по горячим следам сегодня раскрывается более половины всех преступлений. Нынешнее руководство УВД по Амурской области в лице генерала Юрия Фокина уверяет, что с укрывательством и волокитой ведется беспощадная борьба. Регистрируются даже мелкие нарушения закона, которые раньше «спускались на тормозах». Уговоры типа: «Все равно не найдем, давай забудем» или утверждения «Ты сам потерял свой кошелек и сломал себе челюсть» сегодня со стороны дежурных милиционеров - редкость. Но если нечто подобное произошло, то совет один - обращаться к вышестоящему начальству, вплоть до начальника областного УВД, но сначала можно обратиться к непосредственному руководству лентяя в погонах. Рабочие телефоны милицейского начальства можно посмотреть на специальных информационных досках в коридорах районных или городских органов внутренних дел. Если таковых вдруг не имеется, то на помощь придут набравшие популярность телефоны доверия УВД. Панацея от волокиты Талон-уведомление на руках у потерпевшего - главный гарант того, что преступление не будет «спущено на тормозах». В нем обязательно должны указываться: - должность, специальное звание принявшего заявление; - номер по книге учета сообщений о происшествиях (КУСП); - наименование органа внутренних дел, принявшего заявление, адрес и обязательно номер телефона. По нему впоследствии можно узнать о принятом решении; - время приема заявления; - дата приема заявления; - подпись, инициалы и фамилия. Время и дата приема заявления важны, так как именно от этого момента начнется отсчет срока, данного законодательством на принятие решения о возбуждении уголовного либо административного дела или же об отказе от него. Согласно уголовно-процессуальному кодексу, на принятие решения по преступлениям, имеющим явный криминальный оттенок (грабежи, кражи, разбои, нанесение телесных повреждений и т. д.), дается три дня плюс (как исключение) неделя в случае необходимости сбора дополнительной информации. В общей сложности получается десять суток, к которым может быть добавлено еще до 20 дней, но лишь с согласия прокуратуры, и то при условии, что преступление носит экономическую направленность. Решение по так называемым бытовым правонарушениям (мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, шум соседей, домашний дебош) принимается сразу, как только было зарегистрировано заявление.