Жестокое детище уже вполне опытного режиссера Эли Рота ко второй серии ничуть не стало добрее и позитивней - напротив, любители по-настоящему трэшевого кино во всем мире с беспокойством ожидают волны запретов «Хостела-2» к показу. И неудивительно - пощады персонажам Рота ждать не приходится, таковы уж правила этой шокирующей игры. Кот без мешка На сегодняшний день серьезную конкуренцию друг другу могут составить только два проекта подобного рода - «Хостел» и «Пила». Учитывая, с каким воодушевлением и скоростью готовят свежие порции мяса с кровью соперники по жанру, Рот тоже решил ковать железо, не отвлекаясь на побочные проекты (если, конечно, не считать псевдотрейлер к вышеупомянутому «Грайндхаусу», но это уже называется хорошим тоном и законами дружбы). Тем более что отставание на сегодняшний день составляет целых две серии - четвертая «Пила» выходит на экраны предстоящей осенью, и пока что остается только гадать, какое развитие сюжета получит эта история. Эли Рот, в свою очередь, никаких замороченных интриг не создавал, делая упор скорее на жестокость и реалистичность, нежели на оригинальность. Этого от него и ждали - эффект от первой части успел пройти, поэтому зритель требовал крови, и только крови. Забегая вперед, скажу, что крови получилось не так уж много, если сравнивать фильм с каким-нибудь зомби-хоррором последних лет, но все-таки побольше, чем в предыдущей серии. Режиссер даже и не подумал привносить в идею какие бы то ни было серьезные изменения - приемчики остались те же, просто место мальчиков для битья заняли девочки, что не могло не вызвать ажиотажа среди мужской части зрительного зала. Надо заметить, что этот ход - а точнее практически стопроцентное копирование уже сделанных ходов - нисколько не раздражает. Не за то Рот любим аудиторией со времен «Лихорадки», и если бы он хоть на шаг отошел от избранной когда-то манеры кинопроизводства, собак навешали бы во много раз больше. Своеобразная, хоть и совершенно незавуалированная хитрость режиссера не могла не сработать - «Хостел-2» посмотрят все, кто когда-то принес успех прокату «Хостела», хотя бы потому, что в данном случае уверенность гораздо предпочтительнее, нежели непонятное животное в мешке. И хотя без критики, причем местами очень и очень серьезной, фильму не обойтись, он не только останется в истории продолжением одного из самых пугающих проектов Голливуда, но и непременно даст повод для дальнейшего развития оного. Золотая жила, знаете ли, редко бывает заброшена до полнейшего опустошения. Назад в Словакию Вторая часть «Хостела» во многом напоминает первую не только режиссерским подходом, но и самим сюжетом. Немного выбивающееся из общей колеи начало, в котором фигурирует единственный выживший персонаж со знаком плюс из предыдущей серии, очень быстро сменяется возвратом к сказке про белого бычка в кровавых пятнах. На этот раз в злополучную Словакию отправляются четыре молодых девицы - одна привлекательнее другой. И даже та, которую остальные считают некрасивой и забитой, на самом деле ничего - просто имидж выбрала не ахти. В стране, которая после второго «Хостела», скорее всего, более ни с чем у знающего человека ассоциироваться не будет, по крайней мере, в ближайшее время, сексуальные путешественницы банально ищут ночлег. И хотя подозрительное поведение местных жителей становится очевидным уже в первый день приезда, они, конечно же, все равно поселяются в уютной гостинице, персонал которой тесно сотрудничает с постоянно расширяющейся организацией маньяков. Да-да, тех самых, которые готовы платить очень и очень серьезные суммы за возможность пытать понравившегося туриста самыми зверскими способами. И пока героини наслаждаются бесшабашной ночной жизнью курортного городка и засматриваются на статных словацких молодцев, богатые садисты вовсю раскручивают торги на их юные жизни. Именно для этого им необходимы как сотовая, так и электронная связь - победитель получает все, проигравший ждет следующей тургруппы. Чуть позже точно такие же здоровенные парни, каким улыбаются девушки, начнут спокойно транспортировать их поодиночке к местам для жестоких развлечений «счастливчиков». Ну а что будет дальше, нетрудно представить даже тому, кто не рискнул смотреть первую часть. Слабонервным просмотр не рекомендуется и все в таком духе. Тем более что Рот не только более подробно объяснил принцип работы фирмы по доставке жертв к мучителям, но и порядком расширил инструментарий последних - что говорит о том, что прогрессу подчиняются даже самые темные стороны человеческого бытия. Единственное, что может смутить поклонников первого «Хостела» - это концовка. Для картины, полностью выдержанной в духе обреченности, жестокости и особенно безжалостности, она действительно неожиданна. Впрочем, велика вероятность того, что настоящий финал второй истории мы увидим в начале третьей. В конце концов, таким режиссерам, как Эли Рот, свойственны подобные развлечения. А даже если и не так, то в принципе, какая разница, в какой момент ложка дегтя оказывается в бочке? Ведь того, что по определению ждал зритель от «Хостела-2», в нем предостаточно: и слез ужаса, и криков боли, и неизвестности, отражающейся в холодном лезвии скальпеля. Остап Бендер говорил, что утрата веры в человечество стоит миллиона рублей. Эли Рот избавит вас от нее за гораздо меньшую сумму. Верю - не верю Запрещая показ «Хостела», европейские государства во многом поспособствовали солидным для такого кино сборам в других странах и выдали лишний козырь на руки видеопиратам. Сама идея ограждения массовой аудитории от какого-либо фильма сегодня просто смехотворна - даже если изъять все пиратские диски, проявив чудеса оперативности и затратив кучу денег, остается Интернет. Сам Тарантино, наверное, потирает руки в ожидании волны репрессий в отношении своего детища - уж ему-то прекрасно знакомы эти шалости. Конечно, это кино для взрослых с крепкими нервами, но, если честно, былого шока уже не испытываешь. «Хостел-2» во многом и интереснее, и даже беспощаднее своего предшественника, но, как известно, предупрежденный вооружен. Делают свое дело и общая предсказуемость развития сюжета, и откровенные перегибы в сторону ручьев крови, которые быстро дают зрителю понять, что перед ним - кино. В этом плане первый «Хостел» выгодно отличался от второго - хотя бы тем, что больше напоминал съемку на любительскую камеру. Новый фильм Эли Рота и богаче, и прилизаннее. Этому помогают и смазливые мордашки актрис, две из которых вообще напоминают скорее фотографии из глянцевых журналов, нежели реальных людей, и кратковременная кинопрогулка по Италии, и народные пляски перепивших пива словаков. Прибавьте сюда пару совершенно лишних персонажей - да что там пару, одна ватага беспризорников чего стоит, существующая в фильме ради одной-единственной сцены. Ну и в качестве дополнения -неуверенный в себе бизнесмен, который то и дело норовит то ли уехать домой к жене, то ли испортить корпорации маньяков весь ее налаженный бизнес. В какой-то момент ощущение реальности окончательно уступает стандартному рассматриванию интересной картинки - и тогда о каком сильном шоке может идти речь? Незаметно для себя американские режиссеры всегда очень быстро сворачивают на эту сомнительную тропинку. И не сказать, что плохо получилось, и даже любимые слова Станиславского сюда не подходят. «Хостел-2» вовсе не разочаровывает - наоборот, удачного в нем больше, чем неудачного, и местами он легко затмевает первую часть картины. Но, как это часто бывает, от одного маленького «но» остается довольно-таки серьезный осадок. Впрочем, для истинного любителя жанра серьезным он не станет. «Чего вы хотели, - как бы спрашивает Эли Рот. - Я не нарушал правил и не изменял себе». Более того, во время работы над фильмом он вообще предупредил всех и вся, что в отличие от «семейного» первого «Хостела» второй, по его мнению, получился куда более мрачным и угрюмым. Назвать семейной эту мясорубку просто не поворачивается язык, но в целом-то прав режиссер - уровень жестокости основательно вырос. Но это скорее заслуга зрителей, оставшихся недовольными довольно-таки долгой раскачкой сюжета в первой части. Так или иначе, но коммерческому режиссеру всегда приходится считаться со зрительскими пожеланиями - и с продюсерскими тоже. Поэтому, когда в очередной раз будете отворачиваться от экрана, не в силах наблюдать за страданиями невинной жертвы, вспомните, что это всего лишь кино. Спокойнее на душе будет.