Шаманы под куполом По короткой траве бежит молодой человек, в кулаках зажаты тонкие стропы, а над ним пульсирует натянутый ветром синий купол. Наполненное воздухом огромное полотно кренится набок, оседает на землю, руки парня опускаются, он останавливается. Нужно все начинать с начала - расправлять на траве ткань, разгоняться, ловить аэропотоки. Дмитрий - начинающий парапланерист. Те, кто уже научился справляться с капризным крылом из легкой синтетики, парят высоко вверху. - От парашютистов мы отличаемся тем, что стартуем не вниз, с самолета, а вверх, разгоняясь на лебедке или сбегая с возвышенности, - на пальцах объясняет технологию один из начинающих экстремалов Благовещенска Иван Соловьев. - Еще мы сначала открываем купол, а потом оказываемся в воздухе, а парашютисты в первую очередь попадают в невесомость, а потом уже дергают за кольцо. Ну и наши крылья более летучие: на 30 квадратных метрах пилот может преодолеть сотни километров, стандартный купол парашютистов - 80. Пронизывать облака - удовольствие не из дешевых. Обходится полная экипировка в среднем в 80 тысяч рублей. Грамотные пилоты, кроме крыла, перчаток, очков и каски, при себе имеют рацию и электронную карту. По рации можно советоваться с друзьями на земле - как лучше справиться с воздушным потоком, стоит ли снижать высоту, в экстремально опасных ситуациях знакомый голос выводит из паники. Техника показывает, на какой высоте и в какой точке пространства ты находишься, на ней же отражаются личные рекорды. Эти достижения нигде не регистрируются, но по неофициальным данным максимум Амурской области - 40 километров длина полета и 1600 высота. Карта нужна и после того, как спустишься с небес. Никогда точно не знаешь, где приземлишься, а электронное табло укажет ближайшие город, деревню или хотя бы дорогу. - Обычно возвращаемся после полетов в Благовещенск автостопом, - сгоняет кузнечиков с крыла пилот Шмель (у каждого парапланериста есть свой «воздушный» псевдоним). - Некоторых водителей отпугивают наши огромные рюкзаки, они не останавливаются. Другим, наоборот, любопытно, спрашивают, как вы умудряетесь на этой тряпке летать? Где ваш мотор? Забавного, конечно, много бывает. Как-то планировал над деревенькой, слышу шум такой странный, думаю - ангелы разволновались, что ли? А потом смотрю - подо мной гусиная ферма, и вся тысяча гусей гогочет в панике. Наверное, за коршуна меня приняли. Парапланеристы забираются на седьмое небо, составляют конкуренцию птицам, но человеческие радости им тоже не чужды. Впечатлениями от полетов они делятся вечером за шашлыком. У них есть традиция - если долго идут дожди или сильный ветер, кто-нибудь должен «принести себя в жертву погоде». За ужином шаман самоотверженно потребляет спиртные напитки так, что на следующее утро в голубое небо могут подняться все. Кроме камлавшего, разумеется. Это, пожалуй, самая жесткая примета, есть в этой субкультуре и более мягкие поверья. Например, на ответственные затяжки одеваться в ту же одежду, в которой удачно поднялся первый раз. Дебютный полет отмечают тортом; девушки не должны краситься; перед тем как воспарить, многие целуют крестики и карабины. Марионетки, которые рулят Амурская область - самая лучшая территория для полетов на всем Дальнем Востоке, считают любители неба. Тысячи километров равнин и полей - это идеальное место для приземления. На Сахалине, в Хабаровском крае и Приморье финал воздушного путешествия омрачают неровные сопки и густые леса. Хуже крыла, запутавшегося в деревьях, - только отсутствие крыла вообще, шутят парапланеристы. Но главная привлекательность нашей области - климат. Летняя жара, умеренная влажность, несильные ветры, солнца столько же, сколько в Сочи - это очевидные плюсы даже для непосвященных. Профессионалы, смотря ввысь, ищут особые ориентиры: плотные кучевые облака, дискретные полеты птиц указывают на сильные потоки воздуха. Излюбленная волна экстремалов - так называемый термик, то есть теплый воздух, поднимающийся вверх. Поймав его, можно оказаться на высоте в 2000 - 4000 метров. Именно такими «термиками» насыщены голубые просторы Приамурья. Несмотря на то что зона для полетов здесь идеальная, этот вид спорта в Приамурье очень зеленый. Собираться в компании и тренироваться вместе благовещенские парапланеристы начали около полутора лет назад. Сейчас крылья имеются у 30 человек, среди суровых романтиков есть и девушки. - Тренируюсь с весны, пока полетов было немного, - рассказывает Ирина Узленко. - Прежде чем подняться в небо, нужно научиться чувствовать параплан, уметь улавливать каждое его колебание. Ведь самый легкий ветерок может изменить курс и угол наклона. На прошлой неделе в Благовещенск приезжали пилоты с Сахалина. Целыми днями Наталья и Евгений расписывали небо над Михайловскими озерами цветными мазками куполов, объясняли профессиональные хитрости нашим экстремалам. По достоинству оценив тренировки и полеты в амурских широтах, они решили, что здесь наиболее подходящее место для открытия дальневосточного центра параглайдинга. К следующей весне они планируют перебраться в Приамурье и воплотить свою идею. Эта предприимчивая пара считает, что грамотнее всего проводить соревнования парапланеристов именно у нас. И в следующем году у Благовещенска есть все шансы стать столицей воздушных состязаний. - В этом году Дальневосточный кубок по параглайдингу разыгрывается в Приморье, первый этап уже прошел в Арсеньеве. Жюри оценивало дальность полетов, умение пилотов следовать указанной траектории. Конкурс длился больше недели, но только два дня погода позволяла показывать результаты, - рассказывает участница аэросоревнования Наталья. - Областные состязания проходят и на Сахалине, и в Хабаровске, в Приамурье же пока не было ни одного. Однако у местных жителей есть потенциал, тут растут достойные конкуренты асам из других регионов. На кубок Дальнего Востока приезжают и иностранцы - в Приморье весной Китай выслал десант из шести человек. Они удивили россиян не только оригинальной летной техникой, но и отношением жителей Поднебесной к этому виду спорта. За границей параглайдинг особый, элитный вид спорта. В Поднебесной приобрести крыло и экипировку не просто очень дорого - невозможно. Фабрики шьют парапланы только на экспорт, поэтому купить их можно, лишь выехав за рубеж. - Есть наиболее простые купола, которые сами выходят из сложных ситуаций, позволяя человеку расслабиться, - показывает на метры синей синтетики Шмель. - Но те, у кого в венах течет не кровь, а чистый адреналин, выбирают систему ДХВ-2, ДХВ-3. Это парапланы, улавливающие самые мелкие изменения в воздухе, самые легкие ветерки. С ними очень трудно справиться, но когда научишься, то понимаешь, что не купол управляет тобой, а ты куполом. Со стороны экстремал под крылом выглядит как марионетка на веревочках, и главное в высшем пилотаже - самому дергать за стропы, рулить, а не позволять параплану лететь по потокам. Самые взыскательные пилоты заказывают купола в Израиле, Германии, Южной Корее. Были в СССР оригиналы, которые сами их шили. - В Хабаровске мужчина смастерил себе параплан: тросы из тонкой проволоки, крыло из болоньи. А потом увидел фирменный продукт. Тогда этот Кулибин подумал: «Хорошо, что я так и не взлетел на своей поделке ни разу, а то покалечился бы, сто процентов», - вспоминают участники соревнований в соседнем регионе. Те немногие амурчане, которые взяли курс на небо, активно общаются с себе подобными из других регионов. В летную погоду некоторые друг к другу в гости добираются на параплане. Компания хабаровчан регулярно весной, когда появляются «термики», выезжает во Владивосток, чтобы назад попасть уже на крыльях. - Высота - это такой кайф, который невозможно променять ни на что, - выливает позитив на окружающих Иван Соловьев. - Ради нее самые сумасшедшие пилоты на лето бросают работу и учебу. Я пока не отказался от офисного труда, но постоянно смотрю в окно кабинета и понимаю: вот еще один летный день пропустил.