Семинар собрался в 13-й раз, но «чертова дюжина» для юных литераторов и журналистов оказалась счастливым числом. Обласканные вниманием профессионалов, получившие советы и новые знания, юные дарования покидали стены старинной школы окрыленными. Стихи и проза многих из них, возможно, войдет в альманах, который, опять же, возможно, выйдет по итогам состоявшейся литературной учебы. - Я думал, что мой роман «ого-го!», здесь же выяснилось, что он оказался просто хорошим, - делится впечатлением 15-летний благовещенец Ярослав Туров, автор романа в жанре фэнтези. Наставник Ярослава, амурский писатель Алексей Воронков, рассказывает, что этот роман мальчик приносил на семинар год назад. Ярослав переделал свой труд с учетом замечаний профессионалов, и теперь роман отправили в московское издательство «Эксмо», буквально на днях оттуда пришло сообщение, что роман получен, зарегистрирован, принят к работе. - По-моему, роман 15-летнего автора из провинции «Эксмо» еще не печатало, - говорит Алексей Воронков. - А еще Ярослав удивил стихами - глубокими, динамичными, экспрессивными, как у молодого Лермонтова. На семинаре мы ищем «звездочек», Можно сказать, что я нашел хоть маленькое, но созвездие. Открытием стала для меня и Кристина Макушева, 11-классница из школы N 18 Благовещенска. Кристина пишет стихи первый год, но сразу удивила профессионалов глубиной содержания, выдержанностью формы. - У нее очень взрослые стихи - как можно так мыслить в 15 - 16 лет? - не устает удивляться Алексей Воронков. - Когда она сказала: «У меня друзей нет, я хочу дружить с умными людьми, а они не попадаются» - мне это стало понятно. Писателя Владислава Лецика удивили двое юных прозаиков - автор «Ларискиных рассказов» 12-летняя Лариса Лазаренко из Среднебелой Ивановского района и 11-классник благовещенец Семен Руденко. - Лариса, совсем маленькая девочка, представила подборку чудесных рассказов, - говорит Владислав Григорьевич. - Мама у нее погибла в автокатастрофе, в одном из рассказов девочка вспоминает забавный случай, когда все живы и все вместе - мама, папа и трехлетняя дочка. Хороший язык и чувство юмора Ларисы не оставили меня равнодушным. А Семен Руденко написал большую приключенческую повесть, остросюжетную, причем с подтекстом - рассказ о схватке волка и человека. У парня хорошие задатки - язык, чувство сюжета. Но вообще, я бы никого не стал захваливать - каждого есть за что отметить. Но главное - у всех есть желание писать. Единственное, что огорчило Владислава Лецика, юные литераторы до обидного мало читают. Писатель прочел своим семинаристам четыре строчки Есенина довольно известные, и ни один не угадал авторства. «Поэтому я им через каждые пять фраз повторял: читайте!» - признался Лецик. Об этом же сокрушался еще один участник семинара, ведущий секцию поэзии, - бард Александр Бобошко. Не случайно он продемонстрировал на закрытии, чему научил своих подопечных - его семинаристы хором прочли «Любви, надежды, тихой славы...» Пушкина. По словам куратора семинара от областного центра эстетического воспитания Нэлли Наследовой, организаторы каждый год видят творческий рост детей, ведь многие приезжают сюда второй или третий раз. Претендентов на участие в нем территории отбирали сами. Юные дарования оказались очень разными. Самая маленькая, третьеклассница Юля Морева из Усть-Ивановки, пишет четверостишия о природе с четырех лет и ходит на кружок «Зеленая лампа», который действует в их селе. Рэп-поэтесса 11-классница Аня Аркашова из Сковородина привела всех в вострог своим оригинальным исполнением стихов. - Пишу о друзьях, о себе, о несчастной любви, конечно же, - в общем, обо всем, что знаю и через что прошла, - говорит Аня. Итогами семинара доволен его бессменный руководитель поэт Игорь Игнатенко. Его порадовали своим творческим ростом Василина Садовенко, Аня Прокопьева и Маша Перова из Толстовки Тамбовского района, Ирина Онищук из Новобурейского, Паша Капустянский из Серышева. - Эти ребята уже переросли уровень семинара. Им требуется более серьезный и более жесткий разговор об их творчестве, - говорит Игорь Данилович. - Бытует мнение, что творчество - это досуговое занятие. Так вот, для этих ребят творчество - состояние души. Они все говорят: я хочу понять себя, я для себя еще в чем-то загадка. Поэтому и стихи пишут. Будут ли они потом зарабатывать себе на хлеб литературным трудом - это как сложится. Но познать себя поэзия им помогает. Игорь Данилович со свойственной ему образностью назвал литературный семинар ситом талантов. А юные журналисты, подготовившие спецвыпуск стенгазеты, сравнили его с мостом. Ведь мост соединяет начинающих авторов с опытными, «белых ворон», которых не всегда понимают сверстники в школе, - друг с другом. Кроме того, семинар для одаренных детей - это мост в будущее.