Победители и призеры определялись в 13 номинациях, а это значит, что почти все участники тяжелоатлетических баталий еще до старта были обречены на медали. Совсем недавно сильных штангистов готовили в Шимановске. По юношам представители этого маленького города часто побеждали своих благовещенских сверстников. Но два года назад тренер шимановцев Юрий Назаров перебрался в Благовещенск. Верно люди говорят про то, что если в одном месте чего-нибудь станет больше, то в другом обязательно убудет. Убыло в Шимановске. До такой степени, что в нем практически испустил дух целый вид спорта — тяжелая атлетика. Вот и верь после этого, что один человек —  песчинка и от него мало что зависит. Честно говоря, тяжелоатлетов из-за пределов Благовещенска никто не ждал. В Райчихинске, Зее, Тынде штанга отошла в мир иной еще в начале девяностых, и попыток вернуть ее к жизни нигде, за исключением столицы БАМа, не предпринимается. Сейчас в это почти не верится, но тяжелая атлетика знала и другие времена.

Первым амурским чемпионом мира в 1971 году стал именно штангист — благовещенец Владимир Каныгин. В Благовещенске начинал свою блистательную спортивную карьеру Виктор Куренцов, многократный победитель и призер чемпионатов мира и Олимпийских игр. Завоевавший серебро на московской Олимпиаде Игорь Никитин приобщился к штанге, будучи курсантом ДВОКУ. В шестидесятые-восьмидесятые в области было подготовлено более 50 мастеров спорта по тяжелой атлетике. Для сравнения: за постсоветские 16 лет мастерские нормативы покорились всего трем амурчанам. Несмотря ни на что, престижная олимпийская спортивная дисциплина в Приамурье все-таки уцелела. В первую очередь это заслуга благовещенских тренеров Сергея Лося, Петра Шабалдина, Владимира Семенова и экс-шимановца Юрия Назарова, продолжающего свою наставническую деятельность в Благовещенске. На штангистов любо-дорого смотреть. Плечистые, с талией в рюмочку, крепкие в шагу. Завораживает и сам тяжелоатлетический процесс. Рывок выполняется почти на одном дыхании. Вся энергия выплескивается в мгновенья — как при взрыве. В этом упражнении все решают техника и координация движений. Если с ними большие проблемы, никакой силой их не компенсируешь — будь ты силен, как Кинг-Конг. В толчке техника отходит на второй план, на первый выступает физическая сила. Ее, несмотря на сорокалетний возраст, в большом количестве сохранил в своем организме частный предприниматель Андрей Скупченко. Ну а техники ветерану не занимать. Он в очередной раз обошел молодых оппонентов в весовой категории до 94 килограммов. В чемпионах и победителях давно знакомые лица: Алексей Цейко, Сергей Москалев, Алексей Зубарь, Алексей Коровянский, Александр Кихнер... Последний подкрепил свою победу выполнением разряда «Кандидат в мастера спорта». За явным преимуществом взяли верх в своих весовых категориях Илья Федоров и Евгений Данельский. Лишить их первых мест мог только какой-нибудь вселенский катаклизм. Оба — чемпионы Дальневосточного федерального округа 2007 года и вице-чемпионы-2008-го. Пока только им по силам претендовать на самые высокие ступеньки регионального пьедестала.

В тяжелоатлетической табели о рангах ДФО мы на третьей строчке. Амурчане постоянно обходят команды Республики Саха (Якутия) и Еврейской автономной области, однако до лидеров — хабаровчан и приморцев — нашим штангистам еще шагать и шагать. На чемпионате и первенстве не был побит ни один областной рекорд. Сей печальный факт прокомментировал председатель федерации тяжелой атлетики Амурской области Сергей Лось: — Дальний Восток уже прошел, впереди крупных соревнований нет. Область проводим после округа не по нашей вине. Поэтому спортсмены сбросили обороты в тренировочном процессе. Некоторые вообще отказались от участия, сославшись на занятость. В результате все сработали ниже своих возможностей.

Единственный, кто в тот день замахивался на рекорды, был Данельский. Но обе его попытки не увенчались успехом. По-видимому, сказалась травма, полученная Евгением на недавнем юниорском первенстве России. Вдвойне обидно, что заполучил он ее на разминке, так и не выступив в финальном турнире. Данельского выбила из строя непривычная современная забугорная штанга, которой нет в тяжелоатлетических секциях Благовещенска. В арсенале амурских штангистов — старорежимные снаряды, изготовленные 20 — 25 лет назад.

О других проблемах наших «укротителей железа» поведал Сергей Лось. — Развитие тяжелой атлетики на периферии упирается в отсутствие тренеров. Они там есть, но какой здоровый мужик пойдет на зарплату в три-четыре тысячи рублей? Материальная база очень слабая. В одном нашем зале нет даже душевых, в другом три тренера на небольшой площади вместе работают. Нужны просторные специализированные залы со всеми удобствами для спортсменов. Когда я сам занимался штангой, перед соревнованиями обязательно проводились учебно-тренировочные сборы с дополнительным питанием. Сейчас этого почти нет. Чего можно ждать от штангиста, живущего на одну стипендию?