Первый раз доставка рабочего колеса для строящейся Бурейской ГЭС по воздуху произошла шесть лет назад и была сенсацией. Руководители области и соседних районов, представители силовых ведомств и пресса - просторный аэродром был переполнен. И случай того стоил: операция, разработанная руководством станции совместно с транспортниками, позволяла сэкономить время и деньги: альтернативный способ доставки колеса из Питера морем, практически вокруг света, занял бы месяцы и стоил бы сотни миллионов. Поэтому было принято решение доставить его по воздуху. Задачка, как и практически все, что касается строительства гидроузлов, была не из легких: как втиснуть колесо весом 100 тонн и диаметром 6,25 метра в утробу самолета, внутренний диаметр которой 6,40 метра, ничего не повредив? Специалисты Ленинградского металлического завода, где изготавливаются колеса для всех российских гидротурбин, спроектировали остроумную оснастку, с помощью которой 100-тонная махина закрепляется в фюзеляже намертво, полностью исключая ее смещения в полете. Все удалось, и покатились по небу колеса сначала для Буреи, а потом и для Братска, таджикской Сангтудинской, Ноябрьской станций... В этот раз, уже по традиции, энергетики подготовили к приему колеса и сам аэродром. - Каждый раз перед приемом нашего груза мы проводим экспертизу и необходимый ремонт на аэродроме, - комментирует операцию по доставке Василий Чагайдак, первый заместитель директора, главный инженер филиала ОАО «ГидроОГК» - Бурейская ГЭС. - Взлетно-посадочная полоса не рассчитана на прием тяжелых самолетов в летнее время, поэтому ведется укрепление и даже замена бетонных плит, заливка швов, ремонт других дефектов. Мы должны быть полностью уверены в успехе предприятия. Но доставить рабочее колесо в Завитинск лишь половина дела. Дальше его необходимо довести до самого поселка гидростроителей - это еще 80 километров. Сегодня дорога Талакан - федеральная трасса Чита - Хабаровск - одна из лучших в Амурской области. Все временные мосты давно заменены на постоянные, спрямлены трудные участки, дорожное полотно заасфальтировано. Но для службы транспорта и механизации филиала ОАО «ГидроОГК» - Бурейская ГЭС трудностей хватило. Сегодня активно строится сама федеральная трасса на участке «Завитинск - Новобурейский»: работает техника и люди, сложнейшая технология укладки дорожного полотна позволяет надеяться, что оно будет надежным и удобным. А пока энергетикам и дорожникам пришлось поломать голову над тем, как провести сцепку из двух тягачей «Ураган», не уронив колесо и не повредив дорогу. - Генеральный подрядчик на строительстве федеральной трассы - ЗАО «Асфальт» - с пониманием отнесся к нашим проблемам, - говорит заместитель директора филиала ОАО «ГидроОГК» - Бурейская ГЭС, руководитель дирекции строящейся Бурейской ГЭС Александр Гаркин. - Мы благодарны гендиректору предприятия Александру Дрынчину, техническому директору Виктору Ваграненко, которые руководили разработкой изменений в технологии укладки полотна (не полосами, а по всему профилю), что исключило вероятность сползания тралов на кромку дороги. Работники «Асфальта» сопровождали колонну и на аэродром, и обратно. В результате такого сотрудничества никаких повреждений дороги не зафиксировано, и наш груз доставлен в целости и сохранности. Рабочее колесо для первого агрегата будет работать на достроенной станции при полном напоре - в 120 метров. Его мощность по сравнению с временным возрастет вдвое и достигнет проектной - 335 МВт. Обновленный энергоблок планируется ввести в действие 27 июля. Следом идет перемонтаж второго агрегата, и, значит, совсем скоро прилетит еще один «Руслан». А первое колесо первого гидроагрегата станет первым экспонатом музея Бурейской ГЭС. Талакан.

Возрастная категория материалов: 18+