Эксперты прогнозируют, что в таких условиях показатели развития российского ритейла будут снижаться. Те сети, что вели необоснованно рискованную финансовую политику, будут вынуждены объявить себя банкротами. Как складывается ситуация в торговом секторе Приамурья, выяснял корреспондент «АП». Розница сворачивает бизнес Потребительский рынок области в последние годы развивался стабильно и был достаточно насыщенным. По данным Амурстата, оборот розничной торговли за прошлый год составил более 41 миллиарда рублей, что на 12 процентов выше, чем в 2006 году. Как отмечают в министерстве экономического развития области, одним из факторов, который повлиял на этот рост, стали развитие сферы услуг банков по предоставлению потребительского кредита населению и его доступность, в том числе в приобретении товаров длительного пользования. Однако сегодня ситуация принимает иной оборот. Крупнейшие участники рынка потребкредитования сократили объем и ужесточили условия выдачи экспресс-кредитов. По словам ритейлеров, этой осенью объем продаж в кредит в некоторых сетях упал на 30 процентов, а ставки выросли до 5 процентных пунктов. Сокращение кредитования в торговых сетях может привести к снижению продаж, поскольку треть покупок финансируется за счет кредитов. - Банки ужесточили условия по выдаче кредитов населению, а некоторые и вовсе приостановили. Мы наблюдаем в наших салонах снижение продаж в кредит, и это связано с большим процентом отказов на выдачу кредитов, - отмечает управляющий Дальневосточным филиалом компании «Евросеть» Сергей Хлыстов. - В настоящий момент мы ведем переговоры с финансовыми структурами о разработке удобных для наших покупателей схем кредитования и условий, позволяющих им по-прежнему пользоваться данным продуктом. Но есть и другие проблемы. Например, стоимость заемных средств для бизнеса сейчас тоже очень возросла. Ритейл, который живет за счет кредитов, направляемых на закупку товара, испытывает трудности с привлечением финансовых ресурсов. В условиях кризиса ритейлеры вынуждены больше внимания уделять повышению доходности своего бизнеса. Большинство сотовых ритейлеров, например, сосредоточились на повышении операционной эффективности: сокращении издержек на маркетинг и персонал, закрытии нерентабельных салонов, уходе с неинтересных рынков, освоении новых форматов магазинов. Как рассказал управляющий Дальневосточным филиалом «Евросети», в условиях нестабильной экономической ситуации основная работа компании будет направлена на повышение эффективности сети и оптимизацию издержек. Таким образом, будут пересмотрены планы развития, направленные прежде всего на сохранение экономически и территориально привлекательных салонов. Неэффективные магазины будут закрыты. Кроме того, в связи с тем, что сейчас на рынке коммерческой недвижимости происходит высвобождение торговых площадей из-за высоких арендных ставок, возможно, они будут рассматривать эти варианты с целью открытия новых, более эффективных магазинов на освобождающихся местах. Битва за кредит Специалисты уверены, что в ближайшее время банки еще больше сократят объемы кредитования в точках продаж. Это самый рискованный вид кредитования, необходимый банку для удержания позиций в период роста рынка и высокой конкуренции. Сейчас банки в первую очередь заинтересованы в поддержании собственной ликвидности, а не в увеличении кредитных портфелей. Последние несколько лет вместе с выручкой росла и долговая нагрузка торговых сетей. Причем у многих она достигла критического уровня в самый неподходящий момент: из-за мирового финансового кризиса банки сократили лимиты по кредитам, лишив сети возможности рефинансировать займы. Кризис ликвидности станет для ритейла своеобразным фильтром. Кто не сможет выжить - обанкротится или продаст бизнес, останутся только сильные игроки. Однако амурские сетевики не думают, что кризис будет иметь для них столь жесткие последствия. - В большей степени кризис ударил по торговым сетям в западной части страны. Нас это не так сильно затронуло, но все оптимизируют свои затраты, пересматривают штатное расписание, - считает заместитель директора ООО «Россия» Лада Лашина. - Да, мы тоже пересматриваем свою работу, численность персонала. Нельзя сказать, что кризис по нам прямо-таки «ударил», но заставил больше думать головой. У нас есть проект на 2009 год - открытие нового магазина, он остается в силе, хотя, конечно, сейчас основная задача - не расширять бизнес, а улучшать качество работы в сети. Пожалуй, основная проблема в том, что поставщики выдвигают более жесткие условия: если раньше были возможны отсрочки платежей и товарные кредиты, то сейчас, например, отсрочка по оплате составляет не три недели, а только 10 дней. - Проблемы появились в том плане, что некоторые поставщики из-за нехватки финансов предупреждают о возможной предоплате за товар, - говорит генеральный директор ООО «Фора», владеющего сетью супермаркетов «Кэш энд кэрри», Игорь Ротарь. - Мы особо кредитными ресурсами не пользуемся, поэтому по нам кризис не ударил. Увеличение наценки не планируем, у нас политика остается прежней - минимальная наценка и более дешевый товар потребителю. Но если производители и поставщики будут поднимать цену, то мы тоже будем вынуждены ее повысить. С расширением бизнеса, конечно, сложнее, потому что расширяться можно, как правило, за счет кредитов. Кредиты для бизнеса сейчас брать очень сложно, в ряде случаев просто невозможно. Если раньше можно было получить заем под обороты, а они довольно большие, то сейчас банки выдают деньги только под залог недвижимости, причем два-три предприятия должны выступать поручителями, плюс гарантии имуществом директоров. Словом, все стало гораздо сложнее. При этом банки не отказывают в кредите: процесс, как говорится, идет, но кредита можно ждать очень долго. Вообще, что касается кризиса, о котором все говорят, то при грамотном финансовом планировании он не должен создавать проблем. Настоящий кризис наступит тогда, когда у людей не будет денег платить за товары и услуги. Таким образом, если еще несколько лет назад банки охотно кредитовали розничную торговлю, то сейчас они стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями. Банки стали внимательнее относиться к предмету залога и общему объему задолженности сети. В этих условиях российское правительство рекомендовало ВТБ и Сбербанку открыть для ритейлеров в сфере продовольствия кредитные линии на рефинансирование долгов и пополнение оборотных средств. Кредитную помощь должны получить девять крупнейших сетевиков, но ни один из них не представлен в Приамурье. В то же время средние и мелкие игроки будут вынуждены преодолевать этот кризис самостоятельно, что может привести многих к продаже бизнеса. Впрочем, финансовый кризис может обернуться и выгодными покупками. Например, некоторые магазины бытовой техники стали предоставлять существенные скидки, в среднем 20 процентов, на достаточно дорогие товары - плазменные телевизоры, ноутбуки, холодильники и другие. При этом о специальных рекламных акциях компании по сбыту техники не заявляют.