Памятные дни были приурочены к 90-летию писателя. Свободный для их проведения был выбран не случайно. По словам председателя оргкомитета писателя Бориса Черных, этот город - столица БАМлага, а в творчестве Александра Исаевича тема политических репрессий - одна из ключевых. - В 16 лагерях БАМлага томились и погибали десятки тысяч узников, - говорит Борис Иванович. - Возвращаясь из эмиграции, Солженицын уже знал, что через пересыльную тюрьму Свободного прошли выдающиеся люди: отец Павел Флоренский, Николай Заболоцкий, академик Каптерев, Анастасия Цветаева, Осип Мандельштам и многие другие. Зал ДК имени Лазо 10 декабря был переполнен, сияющий медью военный духовой оркестр в фойе встречал прибывающих гостей «Прощанием славянки». В зале не было людей случайных - Солженицына вспоминали поклонники его творчества. По признанию многих участников, самым трепетным моментом торжества было выступление свободненских старшеклас-сников, наизусть читающих стихи Александра Исаевича. Собравшиеся говорили о нравственном подвиге Солженицына, своей судьбой показавшего, как жить не по лжи. - Если говорить о людях, изменивших эпоху, - Солженицын один из таких, - признался мэр Свободного Роберт Каминский. - Молодежь сегодня не понимает, как можно угодить в тюрьму только за то, что высказал свое мнение. Сегодня можно говорить что угодно, и кажется странным, что за слова можно было поплатиться не только свободой, но и жизнью. Александр Солженицын прошел через это, впитал жестокие жизненные уроки и научил нас, что в любых условиях надо жить не по лжи. Когда Роберт Каминский был в США, то посетил штат Вермонт, где жил Солженицын. - Я понимаю, почему Александр Исаевич выбрал для жительства именно этот штат на границе с Канадой -потому что зимой там такие же морозы, как в России, и вообще климат приближен к нашему, - продолжает Роберт Валентинович. - Американцы не только помнят русского писателя, но и бережно сохраняют о нем память - в большинстве школ Вермонта есть тематические выставки, посвященные жизни и творчеству писателя. И в эти дни мы, изучая творчество Солженицына, сопереживаем Александру Исаевичу, будем учиться у него гражданскому мужеству и историческому оптимизму. На зрительный зал с портрета глядел умудренный годами и сединами старец. На это обратил внимание ветеран военной службы Анатолий Никулин: - Мы воспринимаем писателя как мудрого старца, и нам сложно представить, что он был когда-то молодым парнем, который пошел на фронт, а в 25 лет уже стал офицером Советской армии. Однажды, как бывало не раз, они сидели с товарищами после боя, разговаривая за жизнь, и он так и не узнал, кто потом на него донес. Солженицын попал под жернова страшной системы, которая перемалывала судьбы, но выстоял, не озлобился. Он явил нам пример стойкости, мудрости, лучших качеств настоящего офицера Российской армии. На открытии Дней памяти звучали не только стихи Солженицына, но и его исповедальные «Крохотки» в исполнении преподавателя Благовещенского педагогического колледжа Валентины Ивон. Потом на сцене появилась декорация русской печки, и народный театр ДК железнодорожников, которым руководит режиссер Валентина Азаренко, показал инсценировку по рассказу Александра Исаевича «Матренин двор». Завершилось торжество награждением лучших авторов школьных сочинений по произведениям Солженицына. Правительство Амурской области поддержало проведение Солженицынских дней в Свободном не только морально, но и материально. - Хотим, чтобы подобное мероприятие стало традиционным, - сказал журналисту «АП» министр культуры и архивного дела Алексей Самарин. - Чтобы ежегодно в декабре в Свободном могли собираться поклонники творчества писателя. Правительство области поддержало Дни памяти не только морально - министерство культуры и архивного дела взяло на себя расходы по транспорту, оплате мемориальной доски, которая открыта на железнодорожном вокзале, а также по изданию буклета по итогам этих памятных дней. Считаю, что это событие - значимое для истории и литературы, для нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Мы можем с гордостью назвать себя современниками великого писателя, который уже вошел в историю нашей страны. Свободный. Александр Урманов: «Не сумма знаний, а духовное очищение» Профессор БГПУ, доктор филологических наук Александр Урманов - автор книги «Творчество Александра Солженицына». Сейчас ученый подготовил к печати 300-страничную книгу комментариев к рассказу «Матренин двор» и заканчивает книгу «Художественный мир Александра Солженицына». Александр Васильевич ответил на вопросы журналиста «АП». - Нужно ли изучать Солженицына в школе? - Произведения Солженицына включены в школьную программу и изучаются уже немало лет. Другой вопрос - не воспринимаются ли они школьниками как нечто навязанное сверху, без сердечного отклика? В самих произведениях - это шедевр малой прозы рассказ «Матренин двор», рассказ «Один день Ивана Денисовича» и другие - есть та нравственная, смысловая, образная основа, которая может вызывать отклик в душе школьников. Как построить урок, чтобы этот отклик случился, чтобы ребенок не просто получил сумму знаний, а испытал что-то вроде катарсиса, духовного очищения? Это зависит от учителя - как он сумеет подготовить учеников к восприятию непростых жизненных ситуаций, которые есть в книгах писателя. «Крохотки» 90-х годов - это стихи в прозе, последнее, что написано Солженицыным по возвращении из Америки. Это может пронять любого человека - и школьника, и взрослого. Я люблю творчество Солженицына, считаю, что это величайшее достояние - национальное и мировое. И это мое отношение, надеюсь, передается моим студентам, будущим педагогам. - Ваше любимое произведение этого писателя? - Лично у меня - «Красное колесо». Это 10-томное произведение, над которым Солженицын несколько десятилетий работал, а задумал в 17 лет и всю жизнь собирал материалы. Своим объемом оно отпугивает читателей, существует какой-то стереотип, что это неудобочитаемо. Фрагменты и главы его я перечитывал десятки раз. Последние годы мне хочется писать только о «Красном колесе», и последние мои статьи посвящены именно «Красному колесу». Это недооцененное, непонятое, непрочитанное произведение, в котором - самые главные заветные идеи Солженицына. Они в целом об устройстве мироздания, о судьбе человека, о миссии России. Книга многим кажется пессимистической: «красное колесо» - это чудовище, в орбиту которого попадают люди и катятся с ним в пропасть. Но я как раз пытаюсь доказать в своих работах, что горизонты в книге есть. В ней есть герои, которые, несмотря на трагические обстоятельства, предощущают, что Россия, русский человек вернутся к Богу и духовности. «Наследство Солженицына - работа для потомков» В адрес оргкомитета пришло несколько приветственных писем-обращений от российских деятелей культуры. Солженицынские дни в Свободном поддержали режиссер Никита Михалков, критик Валентин Курбатов, писатель из Улан-Удэ Баяр Жигмытов и другие. «АП» публикует письмо известного поэта и барда Юлия Кима. Это замечательное дело - устраивать памятные Солженицынские дни. Все-таки, несмотря на чумовое головокружение от свалившихся на Россию перемен, работает спасительный инстинкт: не забыть, не потерять, помнить. Для самостояния необходимо самосознание. Это великий и долгий труд, и Он всю жизнь на это положил и весь свой огромный талант. Скажу о трех его делах из многих. Огромная и беспощадная картина национальной катастрофы. Многие теперь, не находя опоры, ищут ее в имени Сталина, но неотразимый маяк солженицынской прозы никогда уже не даст русской голове вновь поддаться чудовищному обману. В поисках спасительных путей А. И. упорно говорит о земстве. Здесь чувствую я заветную мысль о деятельном добре, путь, нащупываемый всей русской классикой, - от Гончарова до Чехова, и ведь только на этом пути покажется новый русский человек (которого не надо путать с нуворишем, с золотыми часами, зубами и браслетами). И, конечно, уникальная работа над русским языком, россыпи сокровищ его лексики, образности, синтаксиса, добытые этой уникальной головой. Богатое наследство оставил А. И. Осмыслить его, развернуть всеми гранями - вот работа для потомков, и Солженицынские дни ваши как раз и есть пример такой работы. Спасибо вам. Ваш Юлий Ким.