Снегирев стал известен благодаря «Нефтяной Венере».Снегирев стал известен благодаря «Нефтяной Венере».

Каждое литературное поколение реализует особенности своего внутреннего мира. Новая волна писателей, «воевавшие сыновья невоевавших отцов» (Аркадий Бабченко, Александр Карасев, Захар Прилепин), показали нам другую чеченскую войну. У нынешних молодых иной, чем у старших, жизненный опыт — это опыт борьбы с наркотической зависимостью, опыт путешественников, объездивших полмира автостопом, опыт людей, которые пробиваются в жизни в жестких рамках корпораций. В литературу 21-го века пришло поколение, не испытавшее родовых мук обретения свободы, свободу они получили как бы в подарок.

И с полнотой молодой страсти принялись исследовать без ограничений самые потаенные движения души, самые неприкасаемые события, не боясь противопоставить свое «я» всему и всем.

Мне бы хотелось представить читателям «АП» 29-летнего писателя москвича Александра Снегирева, автора нашумевшего и очень развеселого романа «Как мы бомбили Америку», лауреата премий «Дебют» (2005), «Венец» (2007), «Эврика» (2008).

Новая книга Александра Снегирева «Нефтяная Венера» вошла в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», лонг-лист премии «Большая книга» и совсем недавно — в лонг-лист «Русского букера». Книга неоднозначная, имеет своих сторонников и противников, обвиняющих Снегирева чуть ли не в графоманстве. В основе книжного сюжета — непростые взаимоотношения тридцатилетнего отца и его сына-дауна. Поэтому трудно обвинить «Нефтяную Венеру» в том, что это «легкий» сентиментальный роман, сработанный по лекалам массовой литературы. Я с Александром знаком заочно, переписываемся с ним по электронной почте, обмениваемся книгами, впечатлениями.

— Александр, можно ли сказать, что тебя как писателя открыл «Дебют»?

— Так и есть. Само по себе попадание в список финалистов вызвало у меня эйфорию, а уж когда Андрей Геласимов вручил мне на сцене статуэтку, я был, как в нокауте. Стало понятно, что мои сочинения интересны совершенно чужим, незнакомым людям другого возраста. Это меня больше всего тогда удивило и теперь удивляет.

— «Дебют» после получения премии тебя как-то продвигал или ты дальше уже пошел самостоятельно?

— «Дебют» стал моей внутренней ракетой, большего и не требовалось. Победа, с одной стороны, дала уверенность, а с другой — усилилась придирчивость к собственным сочинениям, появилось желание писать лучше.

— Странный вопрос: почему ты стал писать?

— Мне нравится переживать красоту мира, пропускать ее через себя. Чтобы ощутить красоту, нужно с ней заняться любовью, вдыхать ее, есть ее, трогать или… описывать. Это звучит смешно, но это так. Лучший способ прожить жизнь — познавать красоту мира, я просто выбрал один из способов. Впрочем, не чураюсь и остальных.

— Сейчас много писателей хороших и разных, есть ли у тебя среди этого писательского ристалища свои предпочтения?

— Мне очень понравился последний роман Сенчина «Елтышевы». Я никогда не читаю с экрана компьютера, до сих пор прочитал только одну книгу — «Макулатура» Чарльза Буковски. Так вот, «Елтышевы» вторая книга, которую я прочитал с экрана, потому что не мог оторваться. Это очень точный, мастерский текст о семье милиционера, которая сходит на нет вместе с целым поколением. Есть отличные рассказы у Олега Зоберна, например «Отмена посадки». История про то, как менты поймали парня с травкой и в качестве выкупа за закрытие уголовного дела выносят из его квартиры все вещи, забирают пиво из холодильника, свинчивают смеситель из душа. Не теряя своеобразной душевности при этом. Некоторые рассказы Прилепина мне нравятся. «Красные трубы Электрограда» Марты Кетро, «Малыш наказан» Шаргунова.

— Хочу сказать, что «Елтышевы» тоже произвели на меня сильное впечатление, и читателям «АП» очень советую прочитать эту книгу, роман опубликован в «Дружбе народов» № 3 за 2009 год. Вопрос тебе: опиши свой творческий процесс.

— Я пишу сначала в блокнотах и тетрадях. Потом компьютер. За компьютером я сижу всегда по утрам. Никакого алкоголя. Никакого кофе. Никакой музыки. Сидеть могу, хоть на вокзале с компьютером на коленях, главное, чтобы голова соображала. Важно вот что: я ничего не творю. Творит Господь. А моя задача, как у Джона Сильвера, найти закопанные сокровища. Только в отличие от одноногого пирата я не присваиваю клад себе, а стараюсь подарить его людям.

— Над чем ты сейчас работаешь, когда планируется в выход твоя новая книжка.

— Я ничего не планирую. Просто пишу.

— Саша, скажи, на гонорары от книг, премии возможно жить, не работая, и заниматься только творчеством или это утопия?

— Можно, но для этого надо, чтобы твои книги регулярно продавались и выходили не мизерными тиражами. Две-три книги в год тиражом от 5 тысяч. Или надо стать Пелевиным и Акуниным, вместе взятыми. Заработать имя, как они, и писать качественную литературу тоже, как они. Я, например, разбираюсь немного в строительстве, курирую стройки или ремонты. Тем и живу.

Возрастная категория материалов: 18+