Наталья счастлива — работу по душе на чужбине найти сложно.Наталья счастлива — работу по душе на чужбине найти сложно.

Именно по такому пути вынуждены идти официальные участники госпрограммы переселения соотечественников из ближнего зарубежья, а по сути — живые люди. Зачастую поиск лучшей доли заканчивается хождением по мукам.

До своего переезда в Амурскую область Наталья Фортунова никогда не жила в России. Она оставалась иностранкой для великой страны, даже будучи россиянкой по национальности. Когда-то давно, еще в эпоху великих строек, родители Натальи поехали поднимать казахстанскую целину. Никто не думал, что вскоре все изменится и историческая родина станет хоть и ближним, но все же зарубежьем. Муж Натальи — тоже потомок русских комсомольцев-целинников, а теперь коренной казахстанец. Такую же противоречивую роль судьба могла уготовить Фортуновым-младшим: двое сыновей — на сегодня пока еще мальчишек — родились в городе Сатпаеве Карагандинской области.

— Русские потому что мы, и на родину родителей всегда тянуло, — мотивирует семейное решение о переезде в Россию воспитатель детского сада города Шимановска Наталья Фортунова. — Да и чего таить — сложно в Казахстане таким, как мы, даже несмотря на дружественную политику между нашими государствами. Почему Шимановск? Этот город участвует в госпрограмме переселения. Но самое главное — это наличие здесь родственников. Без надежды на их помощь мы бы, наверное, никогда не решились поменять привычный уклад жизни.

Сегодня семья Фортуновых имеет все, что необходимо для нормального полноценного существования. Глава семьи — газосварщик, трудится у частного предпринимателя. Она — педагог по образованию, работает с детьми. Сыновья тоже пристроены: младший ходит в детский сад, старший зубрит программу третьего класса средней школы. Живут Фортуновы в отдельной благоустроенной трехкомнатной квартире. Работа, жилье и гражданство — казалось бы, чего еще желать? Действительно нечего, признается Наталья. Но мало кто из окружающих знает, какой ценой завоевано счастье.

Легкая паника

Профессию Натальи Фортуновой спокойной не назовешь: один постоянно корчит рожицы девчонкам, второй громко поет, третий шумно делит игрушки, четвертый жалуется на соседа по группе, который порвал новые тапочки... После педагогического вмешательства все конфликты урегулированы, малышня, не скрывая восторга, виснет на воспитательнице. Для нее это как объятия Родины. Наталья явно счастлива — работу по специальности и близкую по духу на чужбине найти сложно.

Фортуновы прибыли в Шимановск 20 августа 2008 года. Радость встречи с родными и новая жизнь, сулящая уникальные возможности, быстро сменились горечью сомнений, порой переходящих в легкую панику. Поначалу ничто не предрекало проблем. Город встретил новоиспеченных земляков сравнительно гостеприимно. Переселенцы получили под временное жилье комнату в общежитии, пока шел контейнер с нажитым добром, родственники помогли посудой, мебелью и другими бытовыми вещами. Сыновей почти сразу устроили в школу и детский сад. Дальнейшая адаптация уперлась в бумажную и законодательную волокиту.

— Только через четыре месяца мы смогли получить гражданство, — продолжает собеседница. — Без него устроиться на работу невозможно, поэтому приходилось жить на накопленные средства. Для семьи с двумя детьми это немалые деньги. При этом еще стоял вопрос о приобретении жилья. На полученное пособие в 120 тысяч рублей квартиру не купишь — надежда в большей степени на собственный карман. Конечно, мы там все продали, кое-какие деньги еще были, но мы не рассчитывали их тратить на жизнь. Головой-то понимаешь, что гражданство все равно дадут, но когда это будет и сможем ли мы этого дождаться? Действительно, паника присутствовала.

В итоге с квартирой все же повезло. После завершения всех гражданских злоключений подвернулся трехкомнатный вариант. К счастью, накопленных денег еще хватало. Другой элемент удачи — сравнительно быстрое трудоустройство, которое состоялось сразу после получения паспортов. Муж с профессией газосварщика оказался востребован на местном рынке труда. Наталью взяли работать в детский сад. Говорит, здесь специалисту ее профиля даже легче, хотя программы подготовки дошкольников в Казахстане и России идентичны.

Место занято другим

Городские власти и представители миграционной службы опыт Фортуновых считают успешным, но отнюдь не рядовым.

— Ни один переселенец у нас не остался на улице. Давали комнаты в общежитиях, искали другие варианты. Но, к сожалению, такое жилье мы можем предоставлять только временно, — обрисовывает положение дел заместитель мэра Шимановска Валентина Боробова. — По закону, кроме подъемных денег и компенсационных выплат, им больше ничего не положено. То есть жилищный вопрос они должны решать своими силами. А если они приезжают без денег? Другой момент — трудоустройство. Очень долго длятся оформление документов и период до фактического прибытия соотечественников к нам. Шимановские работодатели подают заявки на одних специалистов и в итоге не могут их дождаться в течение полутора лет. К моменту приезда переселенца рабочее место занято другим.

Компетентные органы признаются: отсутствие работы на период оформления гражданства заставляет прибывших соотечественников искать нелегальные заработки. Какой-никакой, но все же выход из ситуации. Однако «серая», а порой и откровенно «черная» зарплата оттягивает и без того долгую процедуру взаимодействия с банками. До получения возможности хотя бы заикнуться о жилищном кредите должно пройти не менее трех лет жизни с российским паспортом в кармане.

Если же еще и главного документа приходится ждать месяцами, то невольно гаснут всякие надежды на решение жилищного вопроса. Нервозность губит любую мотивацию на достойную жизнь. В итоге, помыкавшись, приезжие главы семейств начинают искать лучшей доли вахтовым методом на северах. Спрашивается, почему ехали в Шимановск? Да только потому, что Тындинский и Зейский районы в этой госпрограмме не участвуют.

— Помимо Казахстана, в Шимановске живут семьи переселенцев из Киргизии, Украины, Узбекистана, и далеко не все пытаются сами что-то делать. Семья Фортуновых — это достойный пример человеческого стремления встать на ноги, — признается начальник отделения миграционной службы Артем Тушинцов. — Мы тоже не всесильны, но тем не менее стараемся принять участие в судьбе соотечественников, даже когда это не касается наших полномочий. Есть у нас один пример: искали работу мужчине, инженеру по специальности. Там потрудился, в другом месте руки приложил, потом договорились о приеме его на завод «Кранспецбурмаш». Один раз руки в мазуте испачкал и заявил, что так не может.

Своя точка зрения на наболевшую проблему и у главы Шимановска Павла Березовского. По его мнению, нельзя оставлять соотечественников на положении бедных родственников.

— Процесс переселения должен быть более организованным. Необходимо более скрупулезно проводить отбор кандидатов еще на этапе анкетирования за рубежом и расширять зоны действия программы. Человеку с востребованной профессией в конкретной местности легче адаптироваться, — рассуждает Павел Викторович. — Если на «Кранспецбурмаше» на начало действия программы были нужны токари, слесари, технологи, то зачем к нам поедут фельдшеры и учителя? Мы всех примем такими, какие они есть, но им в итоге от этого не легче.

Переселенцам повышенное внимание

В конце сентября губернатор Олег Кожемяко принял участие в работе комиссии по миграционной политике Правительства РФ. Глава региона инициировал предложения о дополнительных мерах для адаптации переселенцев. Облегчить жизнь соотечественников помогли бы финансирование из федерального бюджета строительства и ремонта муниципального жилья для участников программы переселения, налоговые льготы работодателям, использующим труд мигрантов. Губернатор также выступил с предложением увеличить подъемные, выдаваемые переселенцам и членам их семей, до размера, позволяющего участвовать в кредитовании жилья. «Необходимо упростить процедуру согласования различных изменений, которые региональные власти вносят в местные законодательные акты о проблемах переселенцев. Пока это требует обращения регионов не менее чем в 15 министерств и ведомств, что занимает до полугода», — подчеркнул губернатор Приамурья. По его словам, на федеральном уровне в Амурской области планируется осуществить пилотный проект с реализацией всех предложений и региональных наработок по данной проблеме.

Возрастная категория материалов: 18+