Под куполом

Колокольный звон оповещает о начале и окончании службы, ее ключевых моментах, перезвон звучит во время церковных праздников, на венчание и отпевание. В кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Релочном, звонарем служит 25-летний пономарь Александр Рублев. В его ведении — 10 колоколов.

К колокольне, расположенной под самым высоким куполом Благовещенского храма, ведет узкая винтовая лестница, по которой Александр забирается по несколько раз в день. Отсюда на город открывается потрясающе красивый вид. Сама колокольня небольшая, в диаметре метра три, не больше. По всей окружности расположены небольшие оконца. «Звук — это та же волна, — объясняет пономарь. — Если закрыть колокола под куполом, то звучание не пойдет».

Техника исполнения

Самый большой колокол — благовестник — висит в центре, он управляется с помощью ножной педали. В оконцах расположены остальные девять. От них к круглой железной ручке тянутся веревки. Чтобы раскачать язычок колокола, звонарь тихонько ударяет по ним ладонями.

— Расстояние между язычком и стенкой колокола небольшое. Так что даже легкое натяжение веревки вызовет удар, и получится хороший звон. С силой тянуть нет смысла, да и колокол поберечь стоит, — говорит Александр.

Звоны разделяются на два вида — благовест и непосредственно сам звон. Благовест — это когда звонит самый большой колокол: протяжные мерные удары. А звон — звучание остальных колоколов. Причем он тоже разделяется на виды: трезвон, двузвон, перезвон, перебор.

Музыка колоколов

Для каждого события существует своя колокольная мелодия. К примеру, похоронный звон начинается с малого колокола (он символизирует рождение человека), затем звучат колокола побольше. Но самая распространенная мелодия начинается благовестом и заканчивается трезвоном во все колокола. Самые звонкие «голоса» — у самых маленьких колокольчиков. Есть в колокольном оркестре свои альты и теноры и, конечно, басист-благовестник.

— У нас школы звонарей нет, и это искусство передается друг другу — от предшественника новому ученику. Технику мне показали, но на практике труднее выходит. Постигаю постепенно эту науку. Хотя ничего сложного здесь нет, — отмечает Александр. — Главное — вкладывать всю душу и сердце. Вы послушайте, как музыканты играют — у одного плохо получается, а у другого шедевр. Потому что когда с душой — любая работа хорошо выйдет.

Профессиональные нюансы

У звонарей есть свои профессиональные заболевания. Часто они страдают от снижения или потери слуха.

— Мы же в самом эпицентре звучания здесь. Поэтому если служба долгая, звонить нужно несколько раз, то надеваю специальные строительные наушники, — делится пономарь Александр.

Также беспокоят звонарей боли в пояснице, радикулит — все оттого, что стоять приходится в продуваемом помещении. И в дождь, и в град, и в смерч.

— Ну от этого как уберечься — нужно тепло одеться, вот и все.

Как и в любой профессии, у звонарей есть свои секреты.

— Главное — не замерзнуть зимой, — улыбается Александр. — А вообще, не стоит раскрывать все тайны, ни к чему это.