Узнать привычного Джонни Деппа будет трудно даже искушенному зрителю.Узнать привычного Джонни Деппа будет трудно даже искушенному зрителю.

Впрочем, на этот раз инициатива вновь усесться на любимого конька исходила от Деппа — труженикам Голливуда вообще свойственна нарочитая тоска по разного рода ширпотребу, который крутили в их детстве в кинотеатрах или же по телевидению. И если, например, Тарантино построил на этом всю собственную творческую жизнь, то Джонни ограничился долгим и трепетным вынашиванием одной-единственной идеи. Как только все ритуалы вроде покупки прав на ремейк сериала «Мрачные тени», поисков сценариста и уговоров Бертона были соблюдены, работа закипела — благо Депп сам выступил продюсером любимого детища, взяв часть рисков на себя.

Риски, надо заметить, существенные — первый премьерный уик-энд принес «Теням» довольно скромный доход, хотя одно только имя Джонни на афише давным-давно означает окупаемость. Впрочем, о старухах и прорухах можно будет говорить после проката — в конце концов, предыдущие проекты Бертона тоже колебались-колебались да и принесли вдруг создателям девятизначный доход. 

Российской публике, в большинстве своем с заокеанским «мылом» незнакомой, несколько проще: можно не отвлекаться на адаптацию и во все глаза глядеть, как творческая парочка старательно заигрывает с длиннющей вереницей голливудских блокбастеров прошлого века, изредка отвлекаясь на представителей более современной масс-культуры вроде «Южного парка». Но сначала пролог: и этим мрачным, грозовым вступлением, в котором сюжетным деталям уделено куда меньше внимания, чем интерьерным, Бертон вроде как сразу пытается нас обмануть. Не выходит.

Ожидать от «Мрачных теней» трагики в духе «Суини Тодда» было бы по меньшей мере опрометчиво: в конце концов, даже с постера на нас глядит эдакая семейка Адамс, да и Деппа, исполняющего роль вампира всерьез, представить довольно непросто. Так и есть — с того момента, как гроб с Барнабасом Коллинзом полоумные ночные экскаваторщики вынимают из двухвекового небытия, начинается, собственно, стоминутное хихиканье, временами переходящее в искренний хохот. 

Будучи человеком, априори лишенным творческих удил, Бертон даже не пытается придать картине какой-либо цельный вид: это в принципе все тот же ситком, та же разделенная на историйки комедия положений, облеченная в форму большого кино: и слава небесам, что на это не стали накладывать набившее оскомину 3D. 

Даже с персонажами нас знакомят последовательно: вот Мишель Пфайффер в безумных нарядах (знаменитость, по слухам, впервые в жизни сама выпрашивала у режиссера роль), вот традиционно полусумасшедшая Хелена Бонэм Картер с похмелья и со стаканом, вот Хлоя Морец, вымахавшая неожиданно во вполне себе взрослую девицу. Бывшая девушка Бонда и протеже Бертолуччи Ева Грин, которую нам показали в прологе, специально представляется нам еще раз, чтобы мы уяснили, что олицетворение зла носит в этой картине платья и имя, однокоренное со словом «ангел», а также оценили не только игривость Бертона, но и формы самого этого зла. Целая армия камео во главе с Эллисом Купером и Кристофером Ли старательно усиливает фланги.

Депп-Барнабас привычно размахивает тростью, несет чушь и делает комичное лицо, пока вокруг разворачивается неизмеримо банальный сюжет, в конце которого верх непременно одержат семейные ценности, пусть победа и будет Пирровой, а сам род Коллинзов основательно пошатнется, узнав реальное положение вещей. В перерывах Бертон доходит чуть ли не до уровня Бенни Хилла, но получается все равно весело: возможно, это самый главный навык режиссера, снявшего один из самых идиотских с точки зрения сценария фильмов под названием «Марс атакует!» так, что его до сих пор пересматривают во всем мире.

Разница между зрительским и критическим впечатлением от «Мрачных теней» больше смахивает на пропасть: пока первые от души веселятся, вторые вменяют Бертону в вину все что угодно, от утраты оригинальности до нежелания работать над картиной в полную силу. Однако не секрет, что этой самой критике растрепанный режиссер регулярно становится немил — возможно, потому, что сами рецензенты испытывают схожую с депповской тоску по «Эдварду — руки-ножницы» и «Жучиному соку». Так или иначе, смешнее фильма в этом сезоне еще не было, а нашу природную необходимость в многослойности, интеллектуальности и метафизике пусть удовлетворят «Люди в черном-3».

Возрастная категория материалов: 18+