Каждый год сотни амурских выпускников уезжают штурмовать вузы чужих регионов.Каждый год сотни амурских выпускников уезжают штурмовать вузы чужих регионов.

Василий подавал документы в три вуза — на мехматы МГУ и СПбГУ и еще в Дальневосточный федеральный университет на три специальности. В СПбГУ он со своими 253 баллами возглавляет рейтинг абитуриентов. На двух специальностях в ДВФУ тоже первый в рейтинговом списке, еще на одной — третий. Василию было из чего выбирать — такому абитуриенту рады ведущие вузы страны. Он бы еще и в «Бауманку» мог пойти без проблем, но Василий решил, что он в большей степени математик, нежели инженер, и его больше интересует фундаментальная наука. 

Как победитель олимпиад, Вася Горячкин побывал в Новосибирском академгородке, в Якутии, в «Океане», где с одаренными ребятами занимались преподаватели лучших сибирских и столичных вузов. Тогда же у мальчика из Углегорска появилась мечта – учиться в главном университете страны — МГУ. Теперь она почти сбылась.

Выпускник белогорской школы № 4 Иван Мищенко, показавший один из лучших результатов на ЕГЭ по математике (83 балла) и лучший по информатике (88 баллов), подал документы на технические специальности в вузы Томска, Новосибирска и Барнаула. 

Двое выпускников школы № 4 Шимановска — Александр Марьенков и Ренат Касумов, также набравшие по информатике по 88 баллов, уже почти студенты: первый зачислен в ТОГУ, второй — в ДВГУПС, оба будут учиться в Хабаровске. А их соученица Маргарита Бригида, набравшая максимальные 88 баллов по обществознанию, поступила на бюджетное обучение в Хабаровскую академию экономики и права. Этот список можно продолжать — ежегодно из области уезжают поступать в вузы других регионов около тысячи выпускников школ, причем уезжают лучшие. 

Почему золотые умы утекают из области? Почему они не хотят учиться в амурских вузах? Большую роль в этом сыграл ЕГЭ. Одна из целей введения единого госэкзамена сразу декларировалась, как предоставление равной возможности детям из столицы и провинции поступать в любые вузы страны на основе результатов экзамена. Для выпускников это хороший шанс реализовать самые смелые мечты. 

Но для провинции эта возможность оказалась чревата интеллектуальным голодом — если сравнить средний проходной балл в амурских и, допустим, сибирских вузах, станет видно, что амурским вузам достаются заведомо более слабые абитуриенты. Сильных поглощают Москва и Питер, Хабаровск и Владивосток, Иркутск и Новосибирск.

Где родились, там не сгодились

Ежегодно благовещенская гимназия № 1 выпускает из своих стен около сотни 11-классников. Как минимум 10 из них уезжают в другие регионы или Китай, причем с каждым годом их число растет. 

— Мы в гимназии даем установку на высшее образование, а получив его, молодые люди должны себя реализовать, — говорит директор гимназии Галина Крицкая. — А здесь такой возможности нет. Молодежи нужна интересная, хорошо оплачиваемая работа, чтобы они чувствовали свою значимость, видели результаты своего труда. А если человек получает диплом и идет сотовыми телефонами торговать, либо мерчандайзером в супермаркет, либо в банк менеджером по кредитам — ну о чем тут говорить? Отток молодежи говорит о том, что жизнь на Дальнем Востоке непривлекательна — стоимость жилья высокая, зарплаты низкие, перспектив карьерного роста нет. Молодежь ищет, где лучше, где больше возможностей устроить жизнь, где дешевле жилье. 

Кроме того, в среде выпускников силен стереотип, что дипломы амурских вузов в других регионах котируются не так хорошо, как дипломы вузов столичных. Если человек намерен жить и работать в Амурской области, то диплома амурского вуза достаточно. Но если он планирует переехать в западные регионы, то и учиться он едет туда же. 

— Мы тут вкладываем в учеников душу, чтобы потом развивались США и Канада, в лучшем случае — центральные регионы России, — грустно резюмирует Галина Крицкая. — А мы хотим, чтобы развивался наш Дальний Восток, где мы сами и родились, и сгодились. 

Из выпускников тындинской гимназии № 1 в амурские вузы поступают единицы. Впрочем, здесь и выпускников немного — 15 человек. Директор гимназии Владимир Самолюк отмечает, что если в прежние годы покорять Москву и Питер уезжали почти все 100% его питомцев, то сейчас тындинские выпускники более охотно остаются на Дальнем Востоке: примерно семеро из 15 едут в Хабаровск, Владивосток или Благовещенск. Хабаровск в этом списке доминирует: Тында — город железнодорожников, и многие выпускники поступают в ДВГУПС. Безусловно, ребятами движет желание учиться в престижных университетах и намерение получить востребованную профессию. 

Многие амурчане выбирают Хабаровск еще и потому, что в большом городе проще найти работу по специальности. 

— Я окончила академию экономики и права в Хабаровске, — говорит амурская выпускница прошлых лет Валерия Климова. — Еще студенткой начала работать в коммерческой фирме — сначала пришла на практику, а потом меня оставили на полставки бухгалтером. Когда получила диплом, у меня не было проблемы с трудоустройством, в отличие от моих подруг в Благовещенске, которых без опыта никуда не брали, а где наработать этот опыт — непонятно. 

Ректоров отток мозгов не пугает

Проблему утечки юных умов осознают ректоры амурских вузов, она обсуждалась на совете ректоров. 

— Академическая мобильность выпускников привела к тому, что они сами выбирают вуз, где хотят учиться, этому способствует ЕГЭ, — отмечает ректор БГПУ Юрий Сергиенко. — То, что мы теряем элиту, это плохо, происходит явный отток мозгов. Но выбор вуза — это личное дело каждого человека, это его право. Безусловно, проблема есть, и она требует серьезного обсуждения и решения. 

С тем, что дипломы амурских вузов не котируются в других регионах, ректоры категорически не согласны: выпускники БГПУ, например, успешно работают в вузах Центральной России, преподают в столичных университетах, и весьма успешно. Дело не в дипломе, а в желании человека самореализоваться. 

Ректор ДальГАУ Павел Тихончук наличие проблемы признает, но большой трагедии в ней не видит. Отток характерен не только для школьников, но и для всего населения ДФО, и тому есть объективные причины. Кроме того, уезжают одни — приезжают другие. В ДальГАУ, например, учатся студенты с Сахалина и Камчатки.

— Нормальное образование можно получить и в Благовещенске, здесь свои традиции и школы, — уверен Павел Тихончук. — Громкое название вуза, которое звучит на всю страну, — это как бренд, за который люди переплачивают только потому, что это раскрученная марка. А на самом деле содержание образования точно такое же, нисколько не лучше. 

Еще одна причина, почему ректора аграрного вуза отток выпускников не очень беспокоит: ДальГАУ — вуз отраслевой, сельскохозяйственный, а Амурская область была, есть и будет житницей Дальнего Востока. В последнее время в Приамурье АПК динамично развивается. 

— Наши выпускники в Приамурье востребованы, — говорит Павел Викторович. — Тут другая проблема возникает — специалистов требуется даже больше, чем мы можем предложить на выпуске. Молодые люди охотно едут в село, этому способствуют и меры поддержки, предоставляемые областным правительством: молодой специалист получает 150 тысяч рублей единовременную выплату, плюс семь тысяч рублей доплаты к ежемесячной зарплате в течение трех лет. У него есть возможность войти в программу «Жилье» и построить себе современный дом с усадьбой. Так что опасений тут не вижу. 

Куда поступают ребята, набравшие максимально высокие результаты на ЕГЭ по разным предметам? Нэлли Кундрюкова, выпускница гимназии № 1 из Тынды, лучше всех в области сдавшая ЕГЭ по русскому (98 баллов) и английскому (95 баллов) языкам, выбрала два факультета СПбГУ — экономики и международных отношений. 

Почему они уезжают:

– Хотят учиться в престижных вузах. 

– Хотят посмотреть мир. 

– В вузах Благовещенска нет ряда специальностей, которые нужны выпускникам. 

– Дипломы амурских вузов не котируются в других регионах. 

– Жизнь на Дальнем Востоке непривлекательна — нет карьерных перспектив, хороших зарплат, доступного по цене жилья. 

– Уезжают дети военнослужащих, прибывших из центральных регионов, поскольку у них вся родня на западе, и родители сами, выйдя на пенсию, планируют туда вернуться. 

– В большом городе, в том же Хабаровске или Владивостоке, молодому специалисту легче найти работу по специальности.

– Нет связи школа — вуз — производство, дети не видят перспективы.  

«Надо поднимать качество жизни в Амурской области»

— Меня очень волнует, что все больше выпускников школ уезжают из региона, — отмечает и.о. ректора АмГУ Андрей Плутенко. — Я за то, чтобы дети выбирали то место, где они хотят учиться, и что ЕГЭ им дал такую возможность — это правильно. Но мне хотелось бы в этой проблеме понять вот что: какую часть в решении уехать занимает состояние Дальнего Востока и Амурской области и какую часть  — состояние амурских вузов. Мы, как ректоры университетов, повлиять на жизнь Амурской области можем только косвенно. А вот повлиять на работу наших вузов, изменить ее в лучшую сторону, можем. Отъезд хороших выпускников — это негативная тенденция. И нам с коллегами надо сделать все возможное, чтобы высшее и среднее образование в области стало привлекательным. А для этого надо не только качество образования поднимать, но и расширять спектр направлений подготовки, которые интересны молодым людям. Но в первую очередь надо поднимать качество жизни в Амурской области. Какую бы чудесную подготовку ни давали наши вузы, если люди не хотят здесь жить, они будут уезжать, чтобы учиться в том регионе, с которым связывают свое будущее.  

В 2011 году 5514 амурских выпускников получили аттестаты. 3552 (64%) поступили в вузы, из них в амурские вузы  2614, 938 — в вузы других регионов (53 города):

Хабаровск – 549, Владивосток – 92, Санкт-Петербург – 64, Москва – 42, Новосибирск – 36, Биробиджан – 20, Иркутск – 19, Красноярск – 11, Краснодар – 7, Томск – 5.

Другие города РФ — 74. 

Китай – 19. 

Возрастная категория материалов: 18+