• Поднадзорный Евгений не смог назвать фамилий «родственников» участковому.
  • До каждого пьяницы и дебошира Анатолий Мудровский пытается «достучаться».
  • Неспокойных районов в Благовещенске хватает.

200 нетрезвых процентов

Пик работы участкового — вечер. Именно с 18 до 20 часов в городе чаще пьют, дебоширят, устраивают семейные разборки. Но вечер нашего дежурства выдался на удивление спокойным. «Участковый без дела не сидит, а давайте проедем по неблагонадежным квартирам», — предложил Анатолий Анатольевич. А давайте!

Старые, пропахнувшие плесенью и алкоголем деревянные бараки на Первомайской. Возле скамеек у подъездов — пустые пивные бутылки, окурки. В одной из квартир живет наш первый объект — некое поднадзорное лицо по имени Евгений.

— Молодой человек, к которому мы сейчас пойдем «в гости», избил приятеля, причинил ему тяжкий вред, — рассказывает по пути Анатолий Анатольевич. — Пьяный был, конечно… В основном все подобные преступления совершаются в нетрезвом виде.

По полицейской статистике, в Амурской области по сравнению с прошлым годом количество преступлений, совершенных нетрезвыми людьми, выросло на 200 процентов. 

— Поднадзорным лицам разрешено находиться на улице только днем, запрещено уходить из дома ночью, посещать магазины, где продается спиртосодержащая продукция, тоже запрещено. Нельзя ходить в увеселительные заведения, на народные гулянья, пить вообще нельзя, — перечислил капитан полиции. — В случае нарушения составляется административный протокол, и нарушители могут попасть под арест на 15 суток. В худшем случае условный срок поменяют на реальный.

Старый барак, скрипучая лестница на второй этаж, единственная обшарпанная деревянная дверь на площадке. Постучались…

— Кто?

— Участковый!

На несколько минут за дверью повисла гробовая тишина.

— Убирают со стола все запрещенное — как обычно, — поделился опытом участковый. 

Наконец дверь открылась. Невысокий человек в спортивном костюме, тапочках на грязную ногу… Понять, что это заплывшее лицо принадлежит мужчине, помогла только редкая бороденка. В безумно грязной кухне, помимо паутины в каждом углу, двое мужчин пытаются приготовить что-то съестное.

— Это родственники, — доверительно подмигнул заплывшим глазом поднадзорный Евгений. Вот только фамилии «родных и близких», а к тому же явно нетрезвых мужчин вспомнить не смог. — Вы не беспокойтесь, я в среду — каждый день — хожу в милицию отмечаться.

— Тебе же запрещено употребление спиртных напитков, — попытался пробиться к разуму Евгения сквозь хмельную пелену полицейский.

— Дома немножко можно, — прикрывая какой-то тряпкой батарею пустых бутылок, даже не стал оправдываться мужчина.

Следующий наш визит в однокомнатную квартиру, где месяц назад жили 12 уроженцев Узбекистана. 

— Проживают легально, но периодически их проверяем. У некоторых подходит к концу разрешение на проживание и работу в России, — рассказал участковый. — Иностранцы, в отличие от русских, почти не пьют, живут мирно, в основном все время на работе, приходят домой только поспать. Но есть и те, которые незаконно приехали. 

С топором наперевес

По дороге пытаюсь выведать у Анатолия самое личное.

— Сны страшные не снятся после такой работы?

— Я не запоминаю, что мне снится, только жена рассказывает, что я во сне говорю. Что постоянно кем-то командую, задачи какие-то ставлю… Получается, во сне тоже работаю, — улыбается капитан полиции. 

— А какие-нибудь серьезные ЧП во время работы происходят?

— Были случаи… И с кулаками кидались, и с топорами. Приходилось с хулиганами в подъездах бороться. Помню, вызов поступил, что в подъезде молодежь собралась — распивает, мол, — вспомнил Анатолий Мудровский. — Приехал. Молодые люди на просьбы угомониться никак не реагировали, вели себя неадекватно. Стали «геройствовать» под алкогольными парами — кидаться на меня. Но приемы самообороны, полученные в школе и в полиции, пригодились — вывел всех пятерых, посадил в машину.

За разговорами подъехали по нужному адресу. Дверь многоквартирной «узбекской» квартиры открыла девушка.

— Узбеки уехали, теперь мы с мужем снимаем это жилье, — объяснила она.

— Значит, разрешение закончилось, они и уехали, — сделал вывод участковый. — Нормальные люди. 

— А с ненормальными часто приходится сталкиваться?

— Бывает, особенно весной и осенью, когда обострение у них происходит, — продолжил вспоминать Анатолий. — Помню, на таможне случай был: мужчина там бегал и кричал на чисто русском языке, что он гражданин Китая, что у него паспорт украли, хотя в кармане у него российский паспорт лежал. Требовал приезда представителя посольства и правительства Амурской области в полном составе, чтобы его торжественно сопроводили на ту сторону Амура. Приехали врачи и полиция. Поймали, пришлось даже надеть наручники, потому что буйный «китаец» покусал и меня, и доктора. Не сильно, но неприятно.

В светлое будущее

Во время поездки рассудительный капитан полиции не только старое вспоминал, но и рассказал журналистам о ближайшем будущем участковых.

— В этой пятиэтажке на улице Амурской, 27 раньше был самый холодный опорный пункт полиции, стояли старые деревянные окна, дежурили чуть ли не в шапках, — рассказал Анатолий Мудровский. — Скоро в старом пункте полиции закончат капитальный ремонт, и он станет образцовым в Благовещенске. Будет оборудован всей необходимой техникой — компьютерами, факсами. Руководство обещает, что обновленный пункт откроется уже к Новому году — своеобразный подарок для нас.

— С гордостью носите форму?

— Можно сказать, что форма — самая главная одежда у меня в гардеробе, — почти без улыбки отметил молодой человек. — В году только на два месяца — на время отпуска ее меняю на гражданскую. За шесть лет работы в полиции уже с ней сроднился. Хорошо, форму в полиции выдают — за все время работы уже третий бушлат поменял. Старым родственников обеспечил.

К слову, 50 человек — столько в среднем неблагонадежных личностей должен проверить участковый в Благовещенске раз в месяц.

Народ проголосовал за

Мы не зря выбрали для репортажа старшего участкового уполномоченного полиции ГУ МО МВД России «Благовещенский» Амурской области Анатолия Мудровского. В этом году он победил в традиционном областном конкурсе на звание лучшего участкового уполномоченного. На первом этапе каждый район выдвинул кандидатуру своего участкового, из них в следующий этап прошли только двое. 

— Во второй этап вышли я и участковый из поселка Серышево. Честно говоря, волновался, — не стал скрывать Анатолий Анатольевич. — Победил с небольшим отрывом. За меня проголосовало 58 процентов, за оппонента — 42. 

Впереди всероссийский этап, на котором наш участковый Анатолий Мудровский будет отстаивать честь всей области.

Возрастная категория материалов: 18+