• Этодвухпрестольная деревянная церковь, освященная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила.
  • Это место стало святым для читинских молодоженов. Возле книги они дают клятву любви и верности.
  • Памятник декабристам — эта современная  площадь в центре Читы любима горожанами.
  • Великие русские женщины княгини Трубецкая  и Волконская.

Сегодня само существование этого храма русской истории и культуры оказалось под вопросом. На старинный памятник русского зодчества, в бревенчатых стенах которого располагается музей, претендует Читинская епархия. Мешает ли культурно-историческое наследие вере и духовности и что значит для жителей Читы Музей декабристов, выяснял корреспондент АП.

Кавалергарда век недолог

Кандалы, эполеты, георгиевские кресты, пистолеты эпохи Онегина, щегольский военный мундир, старинные книги в потрёпанных переплетах, фотографии, личные вещи… Кавалергарда век недолог, впрочем, как и эти, опалённые нашей историей страницы. За 27 лет существования музея его сотрудники по крупицам собирали вещественные и документальные материалы. В настоящее время здесь насчитывается 1 379 экспонатов. За четверть века музей превратился в центр по изучению декабристского наследия. Здесь и сегодня поддерживают связь с потомками бунтарей, проводят салонные вечера, театрализованные представления, выставки.

Михайло-Архангельская церковь находится в самом сердце старой Читы. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви декабристов, как называют её жители, помнят многое. Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких 85 каторжников и 11 жён — весь цвет тогдашней российской империи. 4 апреля 1828 года здесь обвенчались дворянин Иван Анненков и французская белошвейка Полина Гебль. Через одиннадцать лет свой союз скрепили Дмитрий Завалишин и дочь управителя Читинской волостью Аполлинария Смолянинова. Могилы Аполлинарии Завалишиной и дочери Волконских Софьи находятся здесь же, возле церковной ограды.

Сегодня в святом месте снова зажглись свечи, звучат старинные русские романсы. Идут традиционные театрализованные декабристские вечера. Хотя очередную дату восстания на Сенатской площади работники музея встречают без особой радости. 30 ноября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». С тех пор страсти вокруг старинной церкви Забайкальского края не утихают.

Претензии небесной канцелярии

Истинные продолжатели традиций декабризма, сотрудники музея не поддаются унынию и борются за музей. За это время они разве что в небесную канцелярию не обращались. Хранителям исторического наследия дали шестилетнюю отсрочку на выселение. Краевые власти пообещали, что за это время найдут для экспозиции подходящее помещение. Но будет ли оно достойным?

В это не верят ни сами служители, ни обыватели. Каким будет музей без этой скрипучей деревянной лестницы, по которой поднимались великие русские женщины княгини Трубецкая и Волконская? Как будут смотреться иллюстрации Бестужева, шкатулки, посуда, мебель и прочие предметы 19-го века в современном, пахнущем ламинатом здании с евроокнами?

— Дух декабристов исчезнет, — сокрушается сотрудница музея Татьяна Шарафутдинова. — Это единственное место, куда приходили все сосланные на каторгу, из этих окон смотрели они на Читинский острог. Тогда здесь была маленькая деревушка, поселение заводского ведомства, — всего 73 двора и 393 жителя. В том, что сегодня Чита — столица Забайкальского края, заслуга тех же декабристов. Они многое для потомков сделали. Научили местных жителей заниматься огородничеством, выращивать неизвестные им доселе овощи. Оказывали бесплатную медицинскую помощь, открывали первые больницы, школы, мастерские по шитью костюмов и платьев, даже мальчиков хоровому пению учили. Город рос и развивался только благодаря декабристам.

По словам Татьяны Шарафутдиновой, духовная возня возле Михайло-Архангельской церкви началась гораздо раньше указа Медведева. «Еще в 1995 году Читинская епархия начала потихоньку подбираться к храму истории. Но тогда, чтобы отнять музей у горожан, механизмов не было. Сейчас епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий на все наши мирские уговоры и прошения отвечает: «Раз есть закон — значит надо его выполнять». Так что мы сами не знаем, что нас ждет завтра», — поделилась сотрудница музея.

Национальные герои

Будет ли и дальше Михайло-Архангельская церковь использоваться по назначению? Сможет ли она вместить в себя десятки, сотни прихожан? Выдержат ли людской напор старинные перекрытия? Уже сегодня в эти стены, с оттиском столетий, пускают ограниченное количество экскурсантов — не более десяти человек.

— Что бы там сегодня ни говорили в центральной части России о декабристах, как бы ни переоценивали их поступок, здесь, в Чите, они по-прежнему народные герои, — рассказывает забайкальский журналист, общественный деятель Ирина Трофимова. — Церковь декабристов по-прежнему является культурным центром города. Сюда приходят школьники, студенты, люди среднего возраста, пенсионеры. Это место — визитная карточка Читы, одно из главных её достопримечательностей. Став храмом, оно потеряет свое просветительское значение.

Церковь декабристов давно стала для читинских молодожёнов своей «Звездой пленительного счастья». Здесь необыкновенная аура, которая и без священнослужителей пропитана благолепием. После загса новобрачные едут сюда, в музей, чтобы попросить благословения, терпения, любви, верности и обыкновенного людского счастья и скрепить свой союз не только на небесах, но и на земле, под сводами старинного купола.

Церковь, склад, музей

В 1938 году Михайло-Архангельская церковь как действующая была закрыта. В то время, когда в СССР сотнями рушились святыни, ни у кого из читинских коммунистов не поднялась рука на купола церкви декабристов. Из-за уважения к подвигу «узников совести» храм дошёл до нас в первозданном виде. Сначала в нём были складские помещения, в 1966 году здание было освобождено от хлама в связи с аварийным состоянием. В 1974 году было принято решение о реставрации церкви. Тогда же руководство читинского горкома предложило епархии забрать храм, однако духовенство отказалось брать на содержание аварийное здание по причине отсутствия средств. Коммунисты провели капитальный ремонт, и в 1985 году в Михайло-Архангельской церкви открылся Музей декабристов.

Для справки: На территории Читы находится православных церквей. Музей декабристов, филиал Читинского областного краеведческого музея имени Кузнецова, — единственный в своём роде на территории России.