Для жителей северных посёлков это единственная возможность добраться до крупных поселений.Для жителей северных посёлков это единственная возможность добраться до крупных поселений.

С 15 января на севере Приамурья должны были отменить все пригородные поезда, за исключением одного, который перевозит учащихся в школу на соседнюю станцию. Компания-перевозчик аргументировала свое решение убыточностью перевозок и отсутствием компенсации со стороны региональных властей. В список отменяемых поездов попали составы Иса — Февральск, Тында — Дипкун, Тында — Лопча, Лопча — Юктали и поезд на юге области Архара — Облучье. Срочные телеграммы об отмене поездов в администрации районов, по которым курсируют пригородные поезда, попали в канун нового года — 30 декабря. С одной стороны, в этот день было принято решение о продолжении курсирования поезда Тында — Комсомольск, а с другой — подписан приказ о прекращении движения пригородных поездов по Селемджинскому и Тындинскому районам. Новогодний «подарок» жители отдаленных поселков восприняли по-разному.

— Для жителей восточного участка БАМа главное — чтобы остался поезд Тында — Комсомольск, на него мы ночью садимся и рано утром приезжаем в Тынду, решаем свои дела и вечером уезжаем на нем обратно, — говорит житель Дипкуна Игорь Агафонов. — А пригородный поезд уходит утром, прибывает в Тынду в 12 часов дня и уже в 14 часов идет обратно в Дипкун. Что можно сделать за два часа, да еще и в обеденное время?!

— Пригородный поезд — это возможность привезти из Тынды тот же холодильник, стиральную машину или мебель. Мы же не повезем в плацкартном вагоне диван, — возмущается жительница Дипкуна Светлана Казакова. — Жители отдаленных станций и так оторваны от цивилизации, а нас хотят лишить последнего. Это уже похоже на ссылку.

Многие жители Тындинского района действительно используют пригородные поезда для перевозки крупной бытовой техники, строительных материалов. Рядом с общим вагоном идет платформа, в которую и грузятся негабаритные вещи. Ведь если в западном направлении рядом с железной дорогой есть еще и автомобильная, то на восток добраться можно только по стальной колее. Жители западных от Тынды поселков Кувыкта, Хорогочи, Ларба, Усть-Уркима, Лопча, Чильчи уже давно приноровились ездить в районный центр на машинах.

— Поезд из Тынды на Лопчу уходит рано утром, а в Тынду прибывает вечером. Это крайне неудобно. Что нам делать ночью в Тынде, если банки, Пенсионный фонд, управление социальной защиты населения работают днем? Поэтому мы договариваемся с соседями, скидываемся на бензин и утром выезжаем из Лопчи, а к вечеру возвращаемся из Тынды, — рассказывает о своем маршруте Наталья Гаврилова.

В администрации Тындинского района подчеркивают, что, несмотря на неудобства в расписании, пригородные поезда крайне необходимы одному из самых больших районов Приамурья. Новость о решении транспортного вопроса глава Тындинского района Тамара Лысакова восприняла с восторгом.

— Ну хоть одна хорошая новость с начала года! На пригородном поезде Тында—Муртыгит мы возим детей в школы со станций Аносовская и Беленькая, альтернативы ему нет. Большую роль играет и стоимость билета — на пригородном поезде она ниже, чем на пассажирском, поэтому у людей есть возможность приехать в Тынду, переночевать, а уже на следующий день, решив проблемы, уехать обратно домой, — отмечает глава Тындинского района Тамара Лысакова. — На железной дороге есть рабочие поезда, но обычных пассажиров туда не берут — строго только железнодорожников. Даже если женщина будет рожать на перроне, в рабочий поезд ее не посадят. Проводники боятся ревизоров и остаться без работы. Поэтому нам нужны пригородные поезда.

Пока неизвестно, сколько будет выделено средств из бюджета Амурской области на компенсацию выпадающих доходов от пригородных перевозок в 2013 году. Ранее эта цифра составляла всего 3 миллиона — это менее 1% от той суммы убытков, которую показывает ОАО «Экспресс Приморья». В 2012 году регион выделил перевозчику 50 миллионов рублей, тогда как по расчетам железнодорожников эта сумма должна была составить 400 миллионов рублей.

— При выделении средств на возмещение убытков от пригородных перевозок мы намерены провести анкетирование среди пассажиров наших поездов на севере Приамурья и откорректировать расписание, чтобы оно было удобно населению. Мы согласны, что на ряде направлений оно не совсем удобно для пассажиров, поэтому наша компания будет работать над изменением расписания, — заявил журналистам заместитель генерального директора ОАО «Экспресс Приморья» Константин Шелухин. 

Договор заключат в течение трёх месяцев

К пригородным железнодорожным маршрутам в Тындинском районе привязаны около 20 населенных пунктов. Причем для жителей большинства из них это единственная возможность добраться до крупных поселений, выехать в больницу или школу. Как стало известно АП, губернатору удалось договориться с железнодорожниками с учетом того, что область компенсирует часть затрат на осуществление пригородных перевозок. Договор на обслуживание пригородных маршрутов Амурской области с перевозчиком пока не заключен — это произойдет в ближайшие три месяца. Скорее всего, документ будет подписан, как только амурские законодатели внесут в бюджет изменения, предусматривающие увеличение суммы компенсации за пригородные перевозки. По маршруту Архара — Облучье и Облучье — Архара пригородные поезда ходить все-таки перестанут, но жители Архаринского района по-прежнему могут добраться до ЕАО по автодороге.