Чем раньше дети попадут в семью, тем больше шансов вырасти здоровыми и счастливыми.Чем раньше дети попадут в семью, тем больше шансов вырасти здоровыми и счастливыми.

Несмотря на телепропаганду «Мама, забери меня», повышение ежемесячных выплат опекунам и приемным родителям, амурчане не спешат брать под опеку детей-инвалидов. Хотя на здоровых новорожденных существует своя очередь. По словам главного врача областного специализированного дома ребенка Светланы Набадчиковой, слепые воспитанники состоят в специальном общероссийском банке данных на детей-сирот. Их уже можно усыновлять, но пока с таким заявлением никто не обращался.

— В феврале — марте мы повезем малышей по квоте на высокотехнологичную операцию в Хабаровск, — говорит Светлана Набадчикова. — Возможно, дети смогут видеть частично. Мы считаем, что не все потеряно.

Если в ближайшем будущем дети-инвалиды по зрению так и не найдут своих родителей, то через три года они попадут в специализированный детский дом. Дальнейшая их судьба печальна.

— В среднем в Благовещенске в год происходит 10—12 отказов от новорожденных, — поясняет волонтер Амурской региональной общественной организации содействия приемным семьям «Мамонтенок» Оксана Разумеева. — Причем от детей отказываются не асоциальные личности, они, наоборот, всеми силами отстаивают свои права, чтобы получать на ребенка пособие. Детей бросают вполне благополучные мамы. В сентябре прошлого года мы стали работать над профилактикой отказов от новорожденных. За это время удалось вернуть в семью 5 младенцев. Большинство мам — сироты. Есть и одинокие матери, уже имеющие одного-двух детей. Лишний рот для них становится проблемой. Женщины считают, что они отказываются от ребенка из лучших побуждений: «Ну что он со мной увидит: только голод и нищету. А так его усыновят, он попадет в хорошую семью». Они не понимают, что для ребенка очень важна мама, какой бы она ни была.

Волонтеры возвращают детей в семью

Волонтеры подписали соглашение с благовещенскими роддомами и теперь при каждом тревожном сигнале выезжают на место для беседы. При личной встрече выясняют все подробности и разрабатывают план действий.

— Главная причина, по которой происходят отказы, — мамам негде жить. Обычно у них жилье съемное, которое им трудно оплачивать. Вторая — нет денег на содержание ребенка. Третья — неоткуда ждать помощи вообще, — продолжает Оксана Разумеева. — Зачастую женщины не знают элементарного — про социальные доплаты и пособия.

Чтобы овладеть специальной методикой «возврата», волонтеры «Мамонтенка» специально ездили на учебу в Москву. Потом делились ею со всеми желающими. Социальные работники нескольких амурских районов последовали их примеру и начали работать на местах. Общественники надеются, что в текущем году они смогут предотвратить больше отказов.

Если у здорового отказника есть надежда попасть в семью, то у младенцев с отклонениями обрести папу и маму нет никаких шансов. Как считают специалисты, занимающиеся вопросами семейного устройства сирот, в большинстве случаев от «бракованных» детей отказываются вполне обеспеченные и благополучные родители. Некоторые даже занимают высокие посты.

— Пока мы не работаем с мамами, которые готовы отказаться от больных детей, — заявляет Оксана Разумеева. — Хотя во многих регионах России такая профилактика вполне успешна. Большая проблема в том, что врачи сами уговаривают мам отказаться от больного ребенка. И нам они о таких случаях не сообщают. Хотя в этот момент только врачи могут вселить надежду в сердце обескураженных родителей. Сообщить им, что не все потеряно, что есть клиники, где такое заболевание успешно лечится, есть квоты на операции, благотворительные фонды, оказывающие содействие.

«Вспомните Максимку Абрамова!»

— Чем больше информации будет размещаться в СМИ о детях-сиротах, тем больше у них шансов попасть в семью, — считает председатель Амурской региональной общественной организации содействия приемным семьям «Мамонтенок» Дарья Коломыцына. — Люди, которые по долгу службы должны заниматься семейным устройством, не хотят этого делать сами и другим не дают. Амурские органы опеки просто ждут, когда к ним придут желающие взять малыша. Фотографии, которые размещены на сайтах, плохого качества, сведения о ребенке минимальны. Мы не раз предлагали свою помощь — красиво сфотографировать детей, сделать на каждого малыша видеопаспорт и разместить в интернете. Но нам запретили.

В этой ситуации необходимо шевелить народ, объяснять, почему надо забирать детей, особенно инвалидов. Что с ними будет в специализированных интернатах? Кому они там нужны? Некоторые дети могут и не дожить до счастливого завтра. Вспомните Максимку Абрамова! Если бы история об обгоревшем малыше без ножек не попала в прессу, он погиб бы еще в больнице. А сейчас уже год живет в приемной семье. У него любящие родители, сестра. Максим счастлив.

Для справки:

Ежегодно в Благовещенске происходит 12 отказов от новорожденных  В 2012 году волонтеры Амурской региональной общественной организации содействия приемным семьям «Мамонтенок» предотвратили пять отказов.