Грудь фронтовика-снайпера украшают два ордена и двадцать медалей.Грудь фронтовика-снайпера украшают два ордена и двадцать медалей.

Сколько японских камикадзе уложил амурский «Зайцев», он и сам не знает. Но до сих пор отчетливо помнит, что одного японского пулеметчика и еще пятерых фашистов пристрелил из пистолета в упор. От злости. Благодаря этому невысокому человеку с железной волей и снайперской сноровкой в Свободном появился Амурский железнодорожный институт. Сегодня воспитанники Михаила Павлинова занимают руководящие посты почти на каждом участке железной дороги от Читы до Хабаровска. В гостях у ветерана Великой Отечественной побывали корреспонденты АП.

Сталинское счастье

На железную дорогу пионер Миша Павлинов пришел, когда ему исполнилось 13 лет. Да так и остался.

— В 1938 году Сталин издал указ о строительстве детских железных дорог, — вспоминает Михаил Владимирович. — Тогда все довоенные свободненские мальчишки в свободное от учебы время рыли траншеи, делали насыпи, клали рельсы и шпалы. За два года проложили более трех километров путей. Это сейчас первая и главная станция малой железной дороги «Юность» называется. В 1940 году она была «Сталинским счастьем». Я до войны успел немного поработать вагонником. Отвечал за подвижной состав и безопасность движения. Проверял тормоза и колеса.

О дальнейшей работе на железной дороге он тогда и не думал. Миша хотел быть художником, как и его любимый учитель рисования. И непременно бы стал им, если бы не война. Преподаватель погиб почти в самом ее начале на Западном фронте.

«Сталинское счастье» определило всю его дальнейшую судьбу.

— Я счастливый человек, — улыбается фронтовик, — по жизни везет. От смерти спасала пуля. В первом бою меня контузило. Только каску нацепил, как рядом бабахнуло! Потерял сознание. Медсестрички потащили в госпиталь. По дороге я пришел в себя и упросил оставить в отряде. Той же ночью японские милитаристы вырезали весь госпиталь. Погибли врачи, медсестры, раненые. Более 500 человек.

Но до поля боя была снайперская школа, куда Павлинов попал в ноябре 1943 года, едва окончив десять классов.

— С первых дней мы с друзьями просились на фронт, — продолжает почетный железнодорожник. — Но не брали из-за возраста. 23 ноября 1943-го мне исполнилось 17 лет. А через несколько дней меня уже посадили на поезд и отправили на фронт, но скоро мы поняли, что едем не туда, куда надо.

Вместо передовой на западе, юноша попал на восток в снайперскую школу Приморья. Был приказ главнокомандующего Сталина подготовить мастеров-профессионалов для летнего наступления на фашистов.

— Тяжело в ученье, легко в бою, — замечает снайпер. — В школе было, как на линии фронта. Ежедневно мы выстреливали по 250 патронов. На полигон ползли 7—8 километров по-пластунски в противогазе. Через полгода нас построили, торжественно присвоили звание снайпер-инструктор Советской армии. Меня и еще четверых воспитанников попросили выйти из строя. Все остальные отправились на передовую, а нас за особые заслуги оставили в школе инструкторами. До конца войны я выпустил еще четыре группы снайперов.

Школа НКВД

В августе 1945 года из инструкторов сформировали бригаду, перебросили в Благовещенск, переправили через Амур — брать укрепрайон, штурмовать дорогу.

— Как сейчас помню, берем один дот, — рассказывает Павлинов. — В нем засел камикадзе-пулеметчик. Народу нашего положил — тьма! А нам нужно было срочно уничтожить этот объект — он прикрывал дорогу. Мы с другом разработали стратегию, как пулеметчика выманить. Стали перестреливаться друг с другом, обманывать врага, пока у того не кончились патроны. Потом подползли к доту. Враг это заметил, но я сумел опередить его.

Всего же из не одной сотни выпускников Шкотовской школы снайперов с фронта вернулись три человека. Среди них и счастливчик Михаил Павлинов. За доблесть и отвагу его грудь украшают два ордена и двадцать медалей.

В 1946 году двадцатилетнего амурского снайпера отправили в Москву и назначили старшиной школы НКВД для подготовки младших командиров.

— Не знаю, чем я выделялся, — недоумевает пенсионер. — Молодой, худой, невысокий, но дисциплину в школе держал солидную. Меня побаивались. 4 года тянул армейскую лямку. Надоело. Столица не прельщала. В Свободном остались мать и отец, а я — самый старший из четырех детей. Во время войны младший брат сел в тюрьму. Ему было всего девять лет. Украл с голодухи мешок картошки. Так и не сложилась у него судьба — стал «джентльменом удачи». Украл, выпил — в тюрьму. 25 лет просидел. Сейчас в живых из семьи только я остался. В 1960 году отказался от присвоения очередного звания, демобилизовался и приехал в родной город. Пришел на железную дорогу простым рабочим.

Из рабочих в директора

Однако неугомонный характер, цепкий ум и золотые руки не давали покоя. Парня заметили и отправили во Владивосток на годичные курсы связистов. Затем Павлинов с отличием окончил железнодорожный техникум в Киеве. Хотя, как признается фронтовик, его сначала хотели выгнать за непорядочное поведение. Любил подсказывать однокурсникам.

— В Киеве полысел, — подводит итог наш герой. — На первый курс поступил с густой шевелюрой, на втором уже был без волос. Голодно тогда было, сложно.

После этого повышение квалификации продолжилось в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта. В те годы в Свободном организовывают учебно-консультационный пункт от Хабаровского института железнодорожного транспорта. Павлинова назначают его директором и преподавателем начертательной геометрии. В этой должности он пробыл 33 года. За это время учебный пункт разросся до института. Когда аналогичные заведения закрылись в Тынде, Уссурийске и других городах России, вуз под руководством Павлинова только набирал обороты, улучшал качество знаний и материально-техническую базу. На заслуженный отдых генерал-майор железнодорожных войск отправился в возрасте 77 лет.

Но и сейчас не забывает он про свое военное и гражданское прошлое. Ни один парад в городе не обходится без Михаила Владимировича. В родном институте он всегда почетный гость. Любят первого строителя и на малой свободненской железной дороге. Если есть время, этот пожилой человек обязательно придет на станцию «Юность», прогуляется по платформе, пообщается с воспитанниками, расскажет им о почетной профессии, которой он посвятил всю свою жизнь.

— Вот в прошлом году новые вагоны пришли, — радуется как ребенок Михаил Павлинов. — Зайдешь — и глазу приятно, и сидеть удобно. Этой зимой сюда поступил современный локомотив. А я еще деревянные составы помню. Жизнь продолжается, развивается и не стоит на месте. А молоток вагонника такой же, как и раньше. Правда, в детстве он мне тяжелее казался. И звуки издает те же самые. Если колесо целое, звонкий гул, если лопнуло — глухой.

В 13 лет свободненский мальчишка пришел на строительство детской железной дороги. На пенсию директор амурского железнодорожного института ушел в 77 лет. Генерал-майор железнодорожных войск 64 года из своих 87 посвятил любимому делу. 

33 года проработал Михаил Павлинов директором учебно-консультационного пункта от Хабаровского института железнодорожного транспорта в Свободном.

Возрастная категория материалов: 18+