• Игорь Горевой: «Разговоры стихли, началась работа».
  • Канатный мост, соединивший берега двух государств,  станет единственным подобным сооружением в мире.

— Игорь Геннадьевич, еще недавно много говорилось о канатной дороге Благовещенск — Хэйхэ, о «Золотой миле», но последнее время все как-то затихло. Проект оказался нежизнеспособным?

— Все как раз наоборот. Разговоры стихли, началась работа. В правительстве создана рабочая группа, принят пошаговый план действий. На прошлой неделе состоялись переговоры с правительством г. Хэйхэ. Обсуждались место расположения, технические параметры и организационные вопросы строительства и эксплуатации дороги.

Пропускная способность — 4 миллиона пассажиров в год.

— А сегодня через пункт пропуска сколько проходит?

— За 2012 год — 1, 1 миллиона человек, то есть планируется увеличение пассажирооборота почти в 4 раза. Далее предварительно предложен вариант с двумя кабинами по 50 человек. Принципиальный момент: весь проект должен реализовываться в едином стиле — башни-терминалы на обоих берегах должны быть одинаковыми, а сама дорога не только стать комфортным средством пересечения границы, но и яркой туристической достопримечательностью и Благовещенска, и Хэйхэ.

— Сколько стоит весь проект?

— Около 10 млрд рублей. Причем стоимость самой канатной дороги — не более четверти. На прилегающей к российскому терминалу территории предполагается разместить 2 гостиницы мировых гостиничных брендов — 3 и 5 звезд — и конгресс-холл. Город, независимо от чьего-либо желания, объективно становится местом проведения больших российско-китайских мероприятий в различных сферах сотрудничества.

— Это и есть содержание «Золотой мили»?

— Не только это. Вся намывная территория от ул. Театральной до ул. Шевченко — это 42 га. Комплекс канатной дороги вместе с названными объектами займет примерно 10—12 га.

— А что будет на остальной территории мили?

— Рабочая группа во главе с заместителем председателя областного правительства Мариной Дедюшко в январе — марте разработала концепцию развития города Благовещенска как международного российско-китайского центра конгрессно-выставочной деятельности с инвестиционным проектом «Золотая миля».

— Есть ли ясность в сроках строительства канатной дороги?

— Согласно «дорожной карте», 2013 год отводится на подготовительные работы с документами, 2014—2015 годы — строительство.

— Вы сказали, что дорога рассчитана на 4 миллиона пассажиров. Откуда они возьмутся, если сегодня чуть больше миллиона?

— У нас есть плановые туристические цифры по провинции Хэйлунцзян, в том числе по Хэйхэ. Мы видим, что пока эти планы, несмотря на их, с нашей точки зрения, гигантские масштабы, выполняются. В 2012 году Хэйхэ принял около 4 млн. внутренних китайских туристов. Соседи предложили нам подписать меморандум о развитии туризма в городах Благовещенск — Хэйхэ. Согласно их прогнозам, в 2020 году Хэйхэ примет 14 миллионов 520 тысяч туристов, а в 2025-м — 25 миллионов 590 тысяч. По расчетам китайской стороны, каждый пятый из них посетит Благовещенск.

— То есть это около 5 миллионов через 12 лет? А сколько сейчас?

— Сегодня нас могут удовлетворить только темпы роста въездного туризма, примерно по 40% в год, но абсолютные числа пока невелики. В прошлом году — 38 тысяч. Тем не менее это каждый седьмой китайский турист, въехавший в Россию. В абсолютных цифрах мы третьи после Москвы и Приморья. Это учитывая только туристические визы и групповые безвизовые поездки, коммерсанты сюда не входят.

— Какие планы на 2013 год?

— Пока прогнозируем на этот год около 50 тысяч туристов. Хотя динамика роста за I квартал в 2 раза ниже аналогичного периода 2012 года — 19 % вместо 32 % прошлогоднего. Думаю, что без серьезного внимания к развитию туризма, инфраструктуры, объектов показа этот рост может замедляться и дальше. Главная проблема на сегодня в развитии туризма — неудобство пограничного перехода. Необходимо создать условия, когда человек оказывается на сопредельной территории быстро и за небольшие деньги. Нужны мост через Амур и канатная дорога.

— Так мост или дорога?

— Вначале дорога, потом мост. Просто «канатка» примерно в 10 раз дешевле, может быть реализована уже в 2015-м, да и задачи тут разные. Мост работает на всю экономику и является мощным транзитно-логистическим узлом. Канатная дорога, будучи единственным такого рода сооружением в мире, сама по себе станет также и туристической достопримечательностью. Поэтому важно построить ее по самым высоким стандартам.

— А кто будет строить?

— С российской стороны есть компания-инвестор. Это частный российский капитал. Сейчас ведется предпроектная подготовка, организован переговорный процесс с китайской стороной.

— Что это за компания?

— Вот когда пройдут все положенные законом процедуры землеотведения, тогда и станет точно известно, какая компания будет реализовывать проект.

— Насколько реально, что все это воплотится в жизнь?

— Я сейчас не вижу, что могло бы этому помешать. Губернатором очень четко поставлена задача — реализовать проект в максимально короткие сроки. Все в правительстве понимают, насколько он важен с точки зрения экономики, имиджа города и области. Все посещающие Благовещенск федеральные руководители также подчеркивают уникальность и необходимость «Золотой мили» и канатной дороги. Очень быстро оценил ее значение и первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов в январе этого года.

«ЗОЛОТАЯ МИЛЯ»: От duty free до старинной улочки 

Всю территорию 42 га, начиная от улицы Театральной по направлению к Шевченко, предлагается разбить на 4 примерно равные зоны:

1. «Зона международного экономического сотрудничества». Здесь будут канатная дорога с международным пунктом пропуска, 2 гостиницы, конгресс-центр, зона duty free. Основные расходы по этой зоне несет частный инвестор. За счет бюджета планируется инженерное обустройство и оборудование пункта пропуска.

2. «Туристско-рекреационная зона». Пока здесь предполагается строительство одного сооружения — спортивно-зрелищного комплекса с крытым катком. Это предварительно около 3 млрд. Идет работа по их привлечению из федерального бюджета.

3. «Культурно-досуговая зона отдыха». Она составит единое открытое пространство с нынешней площадью Ленина. Вопрос об ее архитектурном наполнении будет решаться в едином проекте с реконструкцией существующей площади.

4. «Историко-познавательная зона». Что-то вроде «нового старого города». Именно эта часть «Золотой мили» примыкает к сохранившемуся историческому центру со зданиями конца 19 — начала 20 века. Предлагается создание здесь пешеходной улицы «Город мастеров», стилизованной в духе русской старинной улочки второй половины 19-го века, с расположенными вдоль нее точками традиционных русских ремесел, сувенирными магазинами, кафе. Очень важно будет именно здесь выдержать стиль, дух той эпохи.

Возрастная категория материалов: 18+