Елена Печкина: «До конца месяца устойчивой солнечной погоды мы не дождемся».Елена Печкина: «До конца месяца устойчивой солнечной погоды мы не дождемся».

Откуда пришли большие дожди, какие погодные перспективы у лета-2013 и не повлияет ли строительство космодрома Восточный на климат в регионе — об этом и многом другом мы поговорили с заместителем директора областного Гидрометцентра Еленой Печкиной.

Отголоски прошлой осени

— Елена Александровна, сейчас область понемногу отходит от последствий недавнего паводка. Какие климатические факторы повлияли на разлив рек?

— Если говорить о причинах, то все началось не в начале этого лета и даже не весной, а еще прошлой осенью. Год в этом плане был уникальный — очень много осадков в конце лета и осенью. Для аграриев это была просто катастрофа: с августа по октябрь дожди, а под занавес в середине октября на поля лег снег. В некоторых районах в связи с ранним установлением снежного покрова даже было зафиксировано опасное явление. Но и на этом природа решила не останавливаться — пришла снежная зима. Реки ушли в зиму с высоким уровнем воды. А тут огромное количество снега плюс затяжная весна с достаточно низкими температурами — все эти факторы в совокупности с большим количеством осадков привели к тому, что вскрытие рек было достаточно бурным.

К этому добавились дожди, и на выходе мы получили паводки. Мы ведь видим только их последствия — только когда уровень воды в реках поднимается вблизи населенных пунктов. Например, чтобы вода поднялась у нас в Амуре, дожди должны пройти не только в Благовещенске, но и в верховьях реки. То есть череда довольно глубоких циклонов в Забайкальском крае плюс циклоны на севере Китая — все это привело к повышению уровня воды. Эти же циклоны шли через территорию Приамурья, уходя на северо-восток, и дали сильные осадки в верховьях Селемджи. Селемджинский паводок спустился в Зею. Такое стечение обстоятельств.

— А можно ли было предугадать паводок и заранее подготовиться?

— Здесь все не так просто. Да, к зиме в реках был большой уровень воды, но ведь невозможно было на несколько месяцев вперед предвидеть череду циклонов в Забайкалье. Высокий уровень воды — это только один из факторов. Ливни в одном и том же месте, да еще там, где они абсолютно не нужны, сыграли свою роль. Если вернуться к разговору об аграриях, то в последнее время у нас в ходу выражение «зона рискованного земледелия». Так вот, природные аномалии, которые случаются время от времени, должны заставлять людей подготавливать несколько планов действий на случай любой погоды.

У нас ведь не резко континентальный и не муссонный климат, а нечто среднее — возможны любые явления. Отмечу, что опасное явление у нас было зафиксировано только в Белогорске на реке Томи, где затопило Остров Старица. Для нас такие явления не редкость. Например, в 2010 году Белогорск точно так же подтапливало.

А в целом у нас население не очень уважительно относится к рекам, обустраивая фазенды и коттеджи прямо на берегу, чтобы из баньки — сразу в речку. Как только в водоеме даже незначительно поднимается уровень воды, их сразу топит. Ведь понятия «низкая пойма» и «коренное русло реки» не зря придуманы.

Область в депрессии

— Что сейчас определяет погоду в Приамурье?

— Если брать глобальные барические процессы, то каждый год они распределяются одинаково. Зимой над континентом Сибирский антициклон, над океаном — циклон под названием «Алеутский минимум». В летнее время над материком стоит Южно-Азиатский циклон, а в Тихом океане — Гавайский антициклон. Так меняется давление в течение года. Если брать наш регион, то для нас характерен такой атмосферный процесс, как Дальневосточная депрессия (одна из ложбин Южно-Азиатского циклона). Это очень большая область низкого давления, которая периодически устанавливается над Дальним Востоком. В силу географических особенностей Амурской области это образование приносит очень много осадков. Например, в 2009 году Дальневосточная депрессия стояла у нас два месяца: июнь — июль. Это были чуть ли не самые холодные и дождливые летние месяцы за всю историю наблюдений в Благовещенске. В этом году очень много снега и дождей. Я думаю, когда мы будем подсчитывать количество осадков за год, будет чему удивиться.

— А каким будет это лето?

— Я не привыкла определять погоду по каким-либо приметам или домыслам. Мы ориентируемся на данные. Физика и математика — профильные дисциплины синоптиков. Если брать долгосрочные прогнозы, то июнь этого года схож с июнем 2009-го. Есть такие методики, когда погоду определяют на основе года-аналога. В 2009-м были схожие атмосферные процессы. Так вот если верить этим долгосрочным прогнозам, до конца месяца устойчивой солнечной погоды мы не дождемся. Согласно краткосрочным прогнозам на ближайшую неделю, в области ожидается крайне неустойчивая погода из-за череды циклонов с кратковременными прояснениями. Июль в пределах нормы — достаточно тепло, временами дожди. Будем надеяться, что к середине лета солнце мы все-таки увидим. При этом обычно самые дождливые месяцы у нас — это июль и август.

— А сами этим летом зонтик часто берете с собой? Верите прогнозам или глазам?

— Говорят, что главное средство от дождя — это синоптик с зонтиком. Я его постоянно беру с собой, если прогноз неутешительный. Тут даже доходит до комичных случаев. Меня недавно спросила знакомая: «А если у тебя солнечные очки и зонтик с собой, то какая погода будет?» В общем, приметам не верим — только прогноз.

— Мы ведь часто видим за окном не то, о чем говорилось во вчерашнем прогнозе. Что сделать, чтобы прогнозы стали точнее?

— Говорить о том, что мы стремимся к стопроцентно верным прогнозам, нельзя — их никогда не будет. Тем более в Амурской области, где очень много локальных погодных явлений наподобие гроз и ливней, которые быстро возникают и быстро проходят. Методик по их прогнозированию просто не существует. Расчеты и диаграммы в этом деле не помогут — вероятность грозы летом у нас есть всегда. А вот заранее определить место расположения грозового очага реально. Здесь может помочь только один прибор — доплеровский метеолокатор. Например, в Польше, которая по размерам похожа на Амурскую область, стоит 9 таких локаторов — у нас нет ни одного. Какой-никакой метеолокатор стоял у нас в аэропорту, но от старости он пришел в негодность. В ближайшие годы планируется установить два доплеровских локатора, но пока справляемся без них.

Климат, ГЭС и космодром

— В области сейчас строятся два крупных объекта — Нижне-Бурейская ГЭС и космодром Восточный. Смогут ли они как-то повлиять на наш климат?

— Если взять наши ГЭС, а конкретно водохранилища, то никакого влияния на климат в масштабах региона с метеорологической точки зрения они не оказывают. Простой пример: в 1 300 километрах к востоку от нас находится огромное водное зеркало — Тихий океан, и даже он не влияет на климат Приамурья. Безусловно, водохранилища частично меняют микроклимат в районах, где они расположены, но это примерно радиус 100 километров. Если появится Нижне-Бурейское водохранилище, то ситуация в районе изменится. Как — будет видно позже. Что касается космодрома, здесь вообще сказать сложно, ведь его пока не запустили в работу. Единственная организация, которая изучает климат в Приамурье, — это мы, а у нас данных нет. В целом же, чтобы заметить какие-то изменения в этой сфере и делать выводы, понадобится не год и не два, а минимум 30 лет наблюдений. По поводу экологии — это отдельный вопрос, а с метеорологической точки зрения нет никаких данных о влиянии космодромов на погоду.

Пора в интернет

— А как часто обновляются ваши прогнозы в течение дня?

— Это наша боль, потому что метеорологические наблюдения у нас проводятся каждые три часа. Наши данные сразу попадают в базу Всемирной метеорологической организации, откуда они поступают в интернет. А сами мы не можем обновлять и корректировать свой прогноз, который, согласно требованиям, мы обязаны давать раз в сутки. Безусловно, об опасных явлениях незамедлительно оповещаем, но менять прогноз на сутки в документах не можем.

— В интернете много сайтов с прогнозами погоды. Каким вы доверяете и когда у вас появится свой ресурс?

— Мы как раз сейчас обсуждаем создание своего сайта. Пока выясняем, сколько это будет стоить. Вообще необходимость назрела давно. По поводу прогнозов в интернете — я не доверяю практически никому. Есть, конечно, gismeteo.ru, которые используют те же официальные данные, что и мы. Но в целом прогнозы в интернете усредненные и часто недостоверные. А то, что на этих сайтах есть еще и разбивка по городам, вообще вызывает улыбку, так как ни одна глобальная система, которыми они пользуются, не может прогнозировать погоду, например, в Райчихинске. Это делается скорее для престижа сайта и посещаемости.

— И напоследок личный вопрос: в каком климате любит отдыхать заместитель директора амурского Гидрометцентра?

— Здесь я не оригинальна — люблю море и солнце, поменьше дождей. Если брать географию, то из мест отдыха предпочитаю Абхазию и Крым. Не особенно меня привлекает Азия. Наверное, я если не единственный, то один из немногих жителей области, которые не бывали дальше Хэйхэ. Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Бэйдайхэ, Удаляньчи пока остаются для меня только названиями. Сочи, Адлер тоже не для меня — море не такое чистое, как хотелось бы, да и людей слишком много.

85 процентов — средний процент оправданности прогноза погоды по Благовещенску. По области этот показатель доходит до 96 %.

Возрастная категория материалов: 18+