• Амурские компании стараются сделать свой бренд  запоминающимся.
  • Кандидат филологических наук Марина Куроедова.

 Будут ли они востребованы на рынке труда, чему учат пиарщиков и какие бренды приводят в пример студентам, нам рассказала доцент кафедры русского языка АмГУ, кандидат филологических наук Марина Куроедова.

 — Марина Алексеевна, два года назад появилось новое направление подготовки в вашем университете, как до этого готовили специалистов по рекламе и связям с общественностью?

— Подготовкой специалистов в сфере PR Амурский государственный университет занимается с 2003 года. Учебно-консультативный центр «Логос» кафедры русского языка организовал обучение для всех желающих по дополнительной специализации «Филологическое обеспечение паблик рилейшнз» и «Филологическое обеспечение рекламы». Затем, в 2008 году, АмГУ сделал первый набор на специальность «Реклама», а с 2011 года университет занимается подготовкой студентов по рекламе и связям с общественностью (PR). Среди обучающихся в «Логосе» были студенты разных факультетов, основная часть — филологи и психологи, даже инженеры, вместе с ними проходили обучение предприниматели и бизнесмены. Как показало время, эта специальность оказалась востребованной, конкурс среди абитуриентов составил 4 человека на место.

 — Будут ли востребованы выпускники на рынке?

— Уверена — да. Это показывают итоги производственной практики, которую студенты проходят в организациях Благовещенска. Многие из руководителей предложили нашим выпускникам работу в должности пресс-секретарей и менеджеров по рекламе и пиару. Например, в АмГУ отдел по связям с общественностью был создан только в 2009 году. До этого времени функции PR выполняли разные сотрудники университета, которые не владели в полной мере инструментами пиара и рекламы. В новом структурном подразделении АмГУ мне предложили должность замначальника отдела, и нам удалось сделать многое в короткие сроки. Кроме организации работы со СМИ, необходимо было наладить связи с факультетами, разработать фирменный стиль университета. И отдел успешно справился с этой задачей — разработал символику АмГУ и эмблемы факультетов, создал корпоративный стиль вуза.

— Закономерный вопрос: а кто преподает и чему учат студентов-пиарщиков?

— Дисциплины ведут не только преподаватели кафедры русского языка, но и других кафедр: журналистики, социологии, маркетинга, экономики, психологии, дизайна. Мы приглашаем практиков для работы (сотрудников пресс-служб, PR-отделов, рекламных агентств, журналистов), которые погружают студентов в профессиональную среду. Что касается преподавателей моей кафедры, то они обучают студентов тому, как правильно готовить публичные материалы о деятельности организации, организовывать и проводить рекламные и PR-кампании, секретам копирайтинга, составлению рекламных и PR-текстов.

Обучаем ребят приемам привлечения внимания, создания информационного повода, другими словами — технологиям рекламы и связей с общественностью. Обучаем технологиям формирования общественного мнения и создания положительного имиджа, не важно, кого — организации или политика. Да мы и сами постоянно учимся. Чтобы быть в форме, проходим повышение квалификации по рекламе и пиар в Санкт-Петербурге.

— А у работодателей сейчас есть понимание необходимости в таких специалистах?

— Сегодня любая коммерческая организация без продвижения своей продукции или услуги существовать долго не сможет, особенно когда это предприятие не обладает уникальным продуктом или не является единственным на своем рынке. Причина — очень большая конкуренция. Яркий пример тому — Благовещенский мясокомбинат, который долго шел к тому, чтобы разработать торговую марку для своей продукции и начать активно ее рекламировать. На рынке мясных продуктов он считался предприятием-монополистом до 2000 года. Даже когда грянул рынок и на прилавках магазинов появилась продукция других производителей, администрация мясокомбината продолжала бездействовать, так как ошибочно предполагала, что продукция ОАО «Мясокомбинат» и так всем известна, продвигать ее на рынке нет необходимости. Эта ситуация сохранялась до момента падения объемов продаж. В 2003 году на предприятии сразу же был создан отдел маркетинга и пиар, который разработал торговую марку «МЯСКО», внедрил фирменный стиль для всего предприятия, начиная от упаковки продукции и заканчивая магазинами. Проблема в том, что заниматься пиаром и рекламой надо постоянно, иначе конкуренты займут твое место. 

— Какие еще из амурских компаний, на ваш взгляд, имеют сильный, запоминающийся бренд?

— Такие компании назовет вам любой благовещенец: «Серышевский», «Хоум Мастер» и другие. Многие из них стараются продвигать не себя, а свою продукцию. Например, знаете ли вы, кто производит мороженое «Айси» или напиток «Джойс»? Полагаю, что многие даже не задумываются об этом. На своих занятиях всегда привожу пример формирования имиджа Амурской нефтяной компании. Примечательно, что в этой компании создан целый отдел по связям с общественностью, который грамотно выстраивает рекламную и пиар-деятельность.

Среди небольших фирм мне нравится, как грамотно позиционирует себя салон красоты «Фике». Продумано все до мелочей: изысканное оформление самого салона, личные карточки клиентов, заблаговременный звонок, поздравления к празднику и ежемесячные акции.

— Вы учите студентов, что любое упоминание в СМИ важно для компании? Или нужны только тексты рекламного характера с положительными героями?

— Я думаю, что любое (положительное и не очень) упоминание о компании — это уже пиар. Общественность должна знать, что компания жива, политик работает. Нужно уметь самим (PR-менеджерам) создавать новостные поводы, а если не получается, то на помощь обязательно придут журналисты. СМИ невозможно запретить писать о ваших проблемах, не нужно пытаться удалять все негативные сообщения с форумов. Что бы о вас ни говорили, лишь бы не молчали. Люди вправе рассуждать о действиях главы администрации, плохих дорогах, дорогом доме владыки Лукиана, работе той или иной фирмы, о действиях политика... Нужно уметь вовремя реагировать. Повторюсь: любая информация о компании в СМИ — это пиар, который или поможет выйти из трудной ситуации, либо утопит!

Пример, который мы постоянно приводим на занятиях по «Теории и практике связей с общественностью», связан с известной фирмой «Россия». Обрушившийся в СМИ поток негативной информации привел к банкротству эту компанию, в том числе из-за бездействия пиарщиков «России». Наша студентка успешно защитила диплом, в котором был разработан ряд мероприятий по антикризисному пиару для «России», но, к сожалению, он не был прочитан руководителем компании. Общественность питалась слухами. Умалчивание проблемы — это не есть борьба с кризисом. С журналистами нужно дружить, этому мы тоже учим студентов-пиарщиков.

 Марина Куроедова окончила историко-филологический факультет БГПИ по специальности «Русский язык и литература». На кафедре русского языка АмГУ работает с 1996 г. Директор учебно-консультативного центра «Логос».

Возрастная категория материалов: 18+