• Высота земляного полотна достигает 18 метров, это пятиэтажный дом.
  • Дорожники работают рекордными темпами.
  • На базу  стали захаживать медведица с двумя медвежатами.

Сейчас они вплотную подошли к середине уникальной выемки, глубина которой 32 метра. АП побывала на объекте и оценила размах реконструкции федеральной автодороги Большой Невер — Якутск.

Сегодня строительные работы идут практически на всем протяжении 30-километрового участка: с юга работает МК-16, с севера — МК-74, МК-55, взрывает скалу в выемке ООО «Магистраль», «Мостостроительная компания-10» строит мостовые переходы через реки Кипучий и Большой Джелтулак, ХРУ-1 ведет монтаж водопропускных труб. На выполнение работ по переустройству нефтепровода ВСТО на 112-м и 116-м км трассы «Лена» привлечено Нерюнгринское районное нефтепроводное управление ООО «Востокнефтепровод». Масштабы реконструкции 93—123-го км автодороги, соединяющей Амурскую область и Якутию, можно увидеть возле строительной площадки, где идет подготовка к монтажу самой большой на этом участке водопропускной трубы диаметром 6,08 метра и длиной 78 метров вдоль Малого Онона.

Здесь с обеих сторон уже практически готова насыпь, механизаторы роют котлован для фундамента под трубу. Машинист экскаватора Владимир Попов, практически не останавливаясь, ведет погрузку самосвалов ASTRA, которые подходят один за другим, машинист бульдозера Т-35 Анатолий Пермяков вместе с коллегой Иваном Куклиным расчищают площадку под основание фундамента. Сейчас главное отвести воду из котлована, которая поступает из протекающего ручья. Поэтому все внимание руководителей МК-16 приковано именно к этому объекту.

— Здесь счет идет на часы, нужно пользоваться моментом, пока нет дождей и вода не так активно прибывает. Вы сами видите, что ручьи идут с разных сторон. Нужно отвести воду, чтобы дать плацдарм для работы монтажников, — показывает образовавшееся внизу небольшое озеро Дмитрий Романов. — До конца месяца трубу планируют смонтировать, после этого мы сможем открыть движение автотранспорта по этому участку и закрыть объездную дорогу.

По словам Дмитрия Петровича, объездные дороги — проблема для строителей. На их содержание идут и силы, и средства: нужно постоянно вести подсыпку земполотна, регулярно проводить пылеподавление. Специально для этого в мехколонне уже заканчивают монтаж емкости на машину, которая будет поливать дорогу. Сейчас на МК-16 готовятся закрыть одну объездную дорогу и перевести движение на уже построенный участок. При этом три объезда, где были смонтированы водопропускные трубы, уже закрыты. Там движение идет по отсыпанному земполотну.

Скальный грунт с южной стороны выемки транспортируют уже почти на самое начало реконструируемого участка — 93-й км. Здесь за технологией работ следит техник по земполотну Андрей Рябцев.

— Высота насыпи на этом участке — 18 метров, для сравнения — это пятиэтажный дом. Отсыпка идет слоями по 80 сантиметров. Получается, что здесь больше 20 слоев будет, — рассказывает Андрей Рябцев. — Моя задача распределить технику: бульдозеры, виброкатки, чтобы не было простоя машин, ну и, конечно, важно не нарушать технологию отсыпки, тем более на таком сложном участке.

Андрей Рябцев трудится в МК-16 уже 10 лет, 7 из них — техником по земполотну. Он уже работал на объектах Улак — Эльги, в Забайкальске.

— Автомобильные дороги строить сложнее, особенно вести реконструкцию действующих трасс. При строительстве железной дороги есть перегон, где идет отсыпка и никто не мешает. А здесь постоянные помехи, транзитные машины идут одна за другой, — объясняет Андрей Рябцев.

Немало проблем водителям самосвалов доставляет скальный грунт. Из-за острых камней быстро изнашивается резина.

— На Ононе очень крепкая скала. По проекту идет 4-я группа грунта, а фактически — 6-я группа, максимальная. После взрывов остается много негабарита. В самосвалы грузятся огромные валуны, и на месте гидромолотом идет их дробление, — продолжает директор МК-16.

 По-прежнему остается острой и кадровая проблема. Желающие работать в мехколонне есть, но вот опыта и квалификации у них зачастую нет. Доверить технику таким «специалистам» никто не позволит, поэтому приходится старшим коллегам брать шефство над молодыми выпускниками дортехшколы и обучать их практике. Сначала на полигоне карьера «Курьян», а уже потом на линии.

— Есть у нас механизаторы, которых нужно отметить. Это машинисты бульдозеров Дмитрий Ослопов, Иван Куклин, машинисты экскаваторов Алексей Зимин, Владимир Попов, водители самосвалов Александр Душкин, Андрей Сараев, — называет лучших линейный механик Сергей Пузырев.

Если машинистами бульдозеров, экскаваторов в основном работают люди старшего поколения, то среди ИТР много молодежи. МК-16 для мастера Алексея Разломенко стала первым и пока единственным местом работы. После окончания Амурского строительного колледжа и службы в армии он пришел сюда техником по земполотну, сразу же поступил в Тихоокеанский технический государственный университет. Получив в 2010 году высшее образование, Алексей перевелся на должность мастера.

— Не могу сказать, что меня привлекает романтика строительства дорог, но работа мне нравится. Играет большую роль общение с людьми. Нужно найти общий язык со всеми, но в первую очередь с механизаторами, ведь от понимания друг друга зависит результат работы. Мастер — это еще и связующее звено между руководством мехколонны и рабочими, — говорит Алексей Разломенко. — Чтобы привлечь в мехколонну молодежь, надо повышать заработную плату. Сегодня этот показатель играет главную роль. Но, конечно, прежде чем требовать зарплату, нужно и показать, на что ты способен.

 Так в разговорах с людьми завершилась очередная поездка на федеральную трассу «Лена». Впереди нас ждет еще не одна командировка, ведь реконструкция Амуро-Якутской автомобильной магистрали продолжается. В начале июня были проведены очередные аукционы на выполнение работ по строительству трассы «Лена». Большинство участков будут возводить в Якутии. Здесь проходит 80% автодороги. На территории Приамурья в этом году начинается реконструкция участков между Большим Невером и Соловьевском, это 34 километра, и 10-километрового отрезка на подъезде к Тынде. В общей сложности на эти два объекта из федерального бюджета выделяет почти 6 миллиардов рублей. Это беспрецедентная сумма для автомобильных дорог на территории Амурской области.

МНЕНИЕ

Роман Старовойт, глава Росавтодора:

— Я поражен объемами дорожных работ на Дальнем Востоке. Мы больше ездим по европейской территории. Да, там есть уникальные объекты, но такого размаха строительства, как здесь, от объектов саммита АТЭС во Владивостоке до трассы Чита — Хабаровск, раньше воочию видеть не приходилось, и это, конечно, очень впечатляет. Просторы восточных регионов впечатляют и своей красотой, и той работой — огромной работой дорожников, которая здесь проделана.

Хозяева тайги заходят в гости

На базу МК-16 несколько дней назад стали захаживать медведица с двумя медвежатами. Такие вылазки косолапых беспокоят заведующего базой Сергея Дементьева. «Медведи приходят в обед, бывает, еще и по вечерам. Мы обращались в тындинский отдел охотнадзора, но там ответили, что пока животные не трогают людей, разрешение на отстрел выдавать не будут, — объясняет Сергей Дементьев. — Сейчас за медведями только наблюдаем. Посмотрим, может, и сами уйдут, тем более что мы их не подкармливаем и поводов гостить возле нашей базы у них нет».

ЦИФРЫ

375 строителей работают на реконструкции участка 93—123-й км трассы «Лена».

18 метров — высота земполотна на ряде участков.

32 метра — глубина выемки через перевал Онон.

138 единиц техники задействовано на объекте.

6 миллиардов рублей выделят в этом году на реконструкцию дорожных участков между Большим Невером и Соловьевском — это 34 километра. Также отремонтируют 10-километровый отрезок на подъезде к Тынде.

Возрастная категория материалов: 18+