Роскосмос встретился с амурскими властями и представителями общественности.Роскосмос встретился с амурскими властями и представителями общественности.

Как рассказал в начале встречи руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин, встреча организована для прояснения вопросов, связанных с экологической безопасностью космодрома, в частности, с темой использования высокотоксичного топлива гептил. Встреча проводится в преддверие экологических общественных слушаний, которые пройдут 20 сентября этого года.

Перед собравшимися выступил заместитель главного конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов, который подробно рассказал о конструкции ракеты «Союз-2», которая будет использоваться на Восточном с 2015 года. Кроме того, бюро занимается разработкой блока выведения «Волга», использующегося на ракетах легкого класса. Он аналогичен разгонному блоку «Фрегат», который выводит в космос ракеты среднего и тяжелого класса. Именно в разгонных блоках используется токсичное топливо: гептил и амил. По словам ученых, сегодня в мире все космодромы используют это топливо и другого в ближайшие десятилетия не будет. Для заправки разгонного блока на космодроме построят специальную станцию, куда топливо будет поступать в подготовленном виде, а также в герметичных контейнерах.

— Самолеты летят на высоте 10 километров, и их выхлопные газы попадают в атмосферу. Ракета достигает этой высоты на 40 секунде, и ее выхлопы происходят там, где даже не образуются облака. Из космоса на землю ничего не вернется, — отметил Дмитрий Баранов.

Конструкторы разгонного блока «Фрегат» из «НПО им. С.А. Лавочкина» рассказали, что на сегодня произведено 39 пусков с блоком. Аварийных ситуаций, когда включается режим сброса топлива, не было. Кроме того, работает разгонный блок на высоте от 200 километров. По словам представителей Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры, на сегодня более актуален вопрос об использовании на Восточном керосина и его «родственника» нафтила, которыми будут заправляться ракеты.

— При создании космодрома изначально принято решение о снижении уровня токсической опасности, — рассказал начальник отдела ФГУП «»ЦЭНКИ» Виталий Самброс. — Могли применяться ракеты, которые заправляются непосредственно гептилом. Однако изначально было решено, что будут использоваться ракеты на малотоксичном топливе. Во время существования ракетной дивизии в Углегорске операций по транспортировке и заливу гептила было гораздо больше, на Восточном количество операций будет минимальным. На один пуск будет направляться менее 3 тонн.

Так как керосин на Восточном будет использоваться в большом количестве, большое внимание уделяется возможному проливу этого топлива. Заместитель директора по научной работе Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Александр Пузанов рассказал, что в рамках экологического мониторинга под испытания отведены специальные площадки. После этого свои вопросы задали депутаты амурского Заксобрания, жители Углегорска и представители общественных организаций.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в завершении мероприятия отметил, что подобные встречи с участием специалистов будут проводиться и дальше.

Возрастная категория материалов: 18+