• Александр Сальцов: «Пикирование», «горка», «боевой разворот»,  «спираль»…
  • Первые шаги в небо — крохотный истребитель выполняет фигуры пилотажа между партами.

Пеше по‑летному

Обычные школьные тетради и маленькие модели самолетов. Именно с такого набора начинается путь в небо. До реального штурвала в собственных руках еще далеко, поэтому сейчас главное внимание к рукам инструктора. «Пикирование», «горка», «боевой разворот», «спираль» — крохотный истребитель выполняет фигуры пилотажа в проходе между партами. Каждая последовательность фиксируется на бумаге и учится назубок. В будущем все это придется повторить в реальном полете.

— Перед каждым вылетом становимся рядом и прямо руками отрабатываем предстоящие фигуры и упражнения. Так же имитируем работу со штурвалом. Прежде чем за него взяться по‑настоящему, все движения должны отложиться в голове. В авиации такой метод называется «Пеше по‑летному», — делится руководитель ВПК «Форсаж» Александр Сальцов. — Позже, в кабине самолета, человек уже будет иметь представление о том, что предстоит делать. Кроме того, изучаем метеорологию, особенности строения самолетов. Фюзеляж, киль, стабилизаторы… Как и что на них воздействует и так далее…

Профессиональный военный летчик, будучи в отставке, сегодня готовит подрастающую смену. За плечами Александра Владимировича десятки лет службы в авиации не только на территории России. Есть опыт работы в Анголе и на таджико-афганской границе.

— Летал на Л-2, на разных модификациях МиГов. Во время перестройки шло сокращение армии, пришлось переучиться на вертолет. Что хочу сказать — когда в начале 80‑х годов прошлого века поступал в Барнаульское училище летчиков, многие однокурсники уже имели опыт управления самолетами, эти ребята прошли через ДОСААФ. К сожалению, позже система первоначальной подготовки пилотов работать перестала, и даже в военных училищах курсанты были лишены необходимой практики. К нам в полк приходили лейтенанты, которых приходилось учить чуть ли не заново. Налет часов минимальный, вся предыдущая подготовка сводилась к работе на тренажерах. Они, конечно, необходимы в процессе обучения, но полностью заменить его не могут. Тренажер учит распределять внимание, приучает к приборам, но не дает чувство реального полета. Наша сегодняшняя задача — восполнить эти пробелы.

Обделенные школьники

Идея привлечь к авиации старшеклассников на территории Приамурья реализуется впервые за много лет. Год назад она коснулась благовещенских кадетов, позже руководство аэроклуба посчитало учащихся обычных школ обделенными.

— Мы даже не ожидали, что будет столько желающих. Сегодня у нас занимается 23 школьника, из них 8 девчонок. Уже сейчас могу отметить, что девчата в некоторых моментах сообразительнее ребят. С начала года нас покинули единицы, зато желающие обучаться продолжают подходить. К сожалению, им придется дождаться первого сентября. Программа серьезная, пройдено много, теория практически завершена. Они у меня уже назубок знают, как работать с основной формулой аэродинамики, а именно с подъемной силой, из которой вытекают остальные формулы. С первого марта переходим к практике, — продолжает рассказывать Александр Владимирович. — Ребята начнут работать на тренажере, параллельно будет вестись парашютная подготовка. С наступлением тепла организуем прыжки, посмотрим, как они перенесут испытание высотой. Тут главное — решиться шагнуть в эту бездну, переступить черту. В прошлом году у нас отказников не было. После этого начнем настоящие полеты.

В качестве учебного самолета, на котором курсанты «Форсажа» поднимутся в воздух, выбран Ан-2 или тот самый знаменитый «кукурузник». По словам инструктора, лучшей машины для начинающих пилотов не найти.

— Я много типов самолетов освоил, на истребителях летал, но Ан-2 стал для меня настоящим открытием, — не скрывает эмоций Александр Сальцов. — Очень простой в управлении, надежный и обладающий малыми скоростями. Этот фактор особенно важен при отработке взлета и посадки. Они являются основными элементами, на которые приходится обращать внимание каждому пилоту. После того как окрепнут, освоятся, можно будет перейти на Як-52, который является более маневренным, пилотажным самолетом.

По признанию работников амурского регионального филиала ДОСААФ России, обучение летчиков — занятие не дешевое. Однако старшеклассники из карманов родителей не платят ни копейки. Авиационное топливо, работа инструкторов, даже форма — все бесплатно. Основную нагрузку взял на себя областной бюджет. Помимо аэроклуба, поддержку начинающим пилотам оказывает региональное министерство образования. Кстати, форму летчиков ребята впервые наденут 21 февраля, в канун Дня защитника Отечества. «Форсаж» будет принимать присягу.

Возрастная категория материалов: 18+