• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

— Если верить спецвыпуску вашей газеты, посвященному миграции, за последнее десятилетие Приамурье покинуло 95,9 тысячи человек, а приехало 58,6 тысячи. Прибавляется ли сейчас население за счет украинских беженцев?

— Прибавляется. Когда в Россию пошел поток беженцев, мы сопереживали, но не думали, что и нас это коснется. Но вдруг приехала первая семья — из Луганска, в один из северных районов. Даже по меркам Амурской области там жить тяжело: район отдаленный, промышленный. Но люди приехали с тремя маленькими детьми. Узнаем: живут у родственников в маленькой квартире и не могут пробиться на прием к главе района. На них просто не обращают внимание. Наш журналист Варя Сиянова написала — и им тут же дали квартиру. Потом мы узнали о другой семье, о третьей... Прошло несколько месяцев, их стало больше — уже приехало более 400 человек. Но и проблем тоже больше. Мы в редакции решили в Международный день дружбы провести акцию дружбы с Украиной «Согреем сердца». Решили напомнить, что Россия и Украина — это дружеские страны, сестры. Все мы родные, ведь Амурскую область в прошлом веке заселяли переселенцы: казаки, украинцы. У многих амурчан украинские корни, в названия сел вслушайтесь: Нижняя Полтавка, Украинка, Новокиевский Увал.

— Народ сейчас никакими акциями не прошибешь. Скепсис — обычная реакция на такие мероприятия...

Идея прошла на ура. На набережной Амура, прямо на границе с Китаем, мы установили плетень настоящий, нарвали подсолнухов, достали украинские, русские народные костюмы, купили сала украинского, бородинского хлеба, сушек и устроили фотосессию. За фотографии кто сколько мог, столько и платил. Так трогательно: дети, которым родители дали десять рублей на мороженое, отдавали их в помощь беженцам. Женщина одна подошла, расплакалась: «Я из Донецка, муж из Луганска. Двадцать лет там прожили, несколько лет назад переехали к родственникам на Дальний Восток». За три часа собрали 40 тысяч рублей: и пятитысячные купюры были, и сотки, и 10-рублевки, даже юани. Решили, адресно поможем. Выбрали многодетные семьи, о которых писали, купили четыре холодильника, два уже отвезли.

— Бизнес как-то реагирует на приезжающих?

Фермер из Октябрьского района подал список вакансий по лагерям беженцев. Откликнулось три семьи, в одной — восемь детей! Приехали на прошлой неделе, он их встретил и поселил в коттеджи, которые специально построил для своих работников. Дети пойдут в садик, в школу — он все устроил... Дома, на Украине, выясняется, у них были проблемы с работой.

Дети, которым родители дали десять рублей на мороженое, отдавали их в помощь беженцам. 

— А среди местных есть недовольные таким гостеприимством, мол, своим жить и работать негде?

— Кто-то считает, что надо больше думать о самих себе. Хотя как можно завидовать тем, чьи дети первым делом спрашивают: «А подвалы у вас есть?»

Год назад мы ощутили: нас не бросят. А 30 лет в Амурской области назад было более катастрофичное наводнение, с жертвами. Мы подняли подшивки «Амурской правды», единственное, что нашли — репортаж об общем областном субботнике, когда люди вышли и убирали то, что намыло. Старожилы говорят, что никто тогда им хлеб и тушенку не развозил, жилье не строил. Сейчас были моменты, что люди пытались обмануть государство, кто-то воспользовался ситуацией. Хотя федеральное правительство деньги на строительство жилья и восстановление дорог выделило... И поставило срок — к первому сентября все дома должны быть сданы, ведь год некоторые люди жили в пунктах временного пребывания. Буквально в эти дни у нас проходит массовая Неделя заселения — каждый день в разных городах и районах сдаются дома.

— Почему сроки сдачи жилья затягивались?

—  Одна из причин в том, что у нас на Дальнем Востоке нет столько заводов, которые могли бы обеспечить стройматериалами, нет организаций, которые могли бы все сразу построить. Поэтому, кстати, и строили всем миром. Стройматериалы идут из Белоруссии, западных и дальневосточных регионов страны.

— Вы тут про юани рассказывали, которые на беженцев пошли. А далеко от китайской границы находится редакция газеты «Амурская правда»?

— Примерно в двух километрах. А вообще самая короткая граница между Россией и Китаем — именно в Благовещенске. Каждый полчаса теплоходы ходят, полные туристов. Последнее время китайцы начали активно приезжать в город — безвизовый режим. Для них скоро на набережной построят туристический комплекс «Русская деревня» с настоящими деревянными избами. А пока их возят в реальные деревни — они хотят посмотреть, как русские живут.

Вакансии для украинских беженцев в Амурской области

Федеральная квота — 1 035 человек

На предприятия и учреждения области требуются: работники сельского хозяйства, врачи, учителя, кочегары, слесари-ремонтники, газоэлектросварщики. Если человек приедет по заявленным региональным правительством вакансиям, его обеспечат жильем.

Возрастная категория материалов: 18+