Фото: Андрей ОглезневФото: Андрей Оглезнев

— На собрании ректоров из уст президента прозвучало, что ЕГЭ по истории станет обязательным. Как вы к этому относитесь?

 — Ректоры поблагодарили президента за возвращение выпускного сочинения, зашла речь и о том, что нужно больше внимания уделять истории России. Это правильно, но лично мне не нравится ситуация в средней школе, когда больший упор делают на предметы, по которым сдают обязательные экзамены, а все остальное отодвигают в сторону. Если история станет обязательной на выпуске из школы, но не будет нужна для поступления в вуз — это мало что изменит. Хотя для АмГУ это важно — мы принимаем студентов на 40 направлений подготовки, и на восьми из них, а это 20 %, требуется история в качестве вступительного испытания. Но меня немного настораживает эта логика — обязательное сочинение вернули, историю вернем, иностранный язык обещают вернуть, а еще нужна информатика. И постепенно мы придем к тому, от чего ушли — все экзамены станут обязательными. Поэтому у меня нет однозначного мнения. Единственное, в чем я уверен, — это надо делать постепенно, чтобы у детей был запас в три-четыре года для подготовки. 

— На съезде президентом было сделано еще одно громкое заявление — что троечникам не место в вузах даже за деньги. Как это восприняли ректоры и вы лично? 

75

 студентов космических специальностей отправил АмГУ на учебу в Москву

— Президент привел в качестве примера Москву, как регион, имеющий самый высокий средний балл ЕГЭ поступающих в вузы. Именно в Москве большая часть абитуриентов имеют от 80 до 100 баллов ЕГЭ. И при всем при том на важнейшие технические направления, связанные с информационной безопасностью, с авиацией и другими сферами деятельности, вузы принимают ребят, у которых по математике 24 балла — это три с минусом — по основному предмету для технических дисциплин. Как с тезисом и принципом я с этим абсолютно согласен. Но если региональные вузы не будут принимать троечников, то вопрос даже не в том, кто будет у нас учиться. Вопрос в том, кто потом будет работать на наших гидростанциях, которых в Амурской области планируется построить еще четыре? Выпускники столичных вузов, как это было раньше, к нам не поедут. Кто будет работать на нефтеперерабатывающих заводах, обслуживать «Силу Сибири», космодром Восточный? Где нам взять тех ребят, которые имеют высокий балл и хотят стать инженерами? Ребята с высокими баллами пока почему-то выбирают другие специальности и даже другие регионы. С Москвой надо согласиться — там есть из кого выбрать. Другое дело, что надо детей в школах учить математике так, чтобы они сдавали ЕГЭ не на 24 балла. Кстати, есть выпускники, чаще сельских школ, которые стартуют с низкими баллами, но за счет настойчивости и других способностей в вузе они делают ощутимый рывок. Однако надо признать, что преподавателям тоже приходится непросто — надо тратить усилий в разы больше, чем когда приходит хорошо подготовленный студент.

 — Еще один момент — к 2018 году зарплата вузовских преподавателей должна составлять 200 % к средней по региону. Можно порадоваться за преподавателей? 

— У нас есть ежегодная дорожная карта, по которой мы движемся, программу по повышению зарплаты на 2014-й и даже 2015 год мы выполнили. Но поднять зарплату в два раза против средней по региону к 2018 году будет тяжело. Это все правильно, вузы должны быть конкурентоспособны на рынке труда, чтобы наши лучшие кадры не утекали в промышленность. Но если бы повышение зарплаты было за счет федерального бюджета, мы бы это только приветствовали. Мы должны обеспечить рост зарплаты за счет внебюджетных доходов вуза. И у нас ничего не остается на развитие, мы все тратим на зарплату, а это тупиковый путь. Я рад за преподавателей, но ведь и вуз должен развиваться. 

И постепенно мы придем к тому, от чего ушли — все экзамены станут обязательными.

 — Что еще важного для развития региональных вузов обсуждалось на съезде? 

— Президент говорил о том, что региональные университеты должны стать интеллектуальной доминантой развития регионов. Что лично для меня еще важно — сегодня в непростых экономических условиях мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, и на первый план выходит максимальное сближение образования с производством, взаимодействие с крупнейшими работодателями в регионе. Это то, чем я и мои коллеги занимаемся последние два года. Нас очень радует, что в последнее время в Амурской области появилось промышленное оживление, связанное с важнейшими объектами, — космодромом Восточный, «Силой Сибири», гидроэнергетикой. 

Еще один важный момент — в условиях неутешительного демографического прогноза в течение ближайших шести-семи лет число студентов в России сократится до 4 миллионов (сейчас — около пяти миллионов). Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов предложил компенсировать этот негативный фактор за счет реализации программ повышения квалификации. Рынок корпоративного образования сегодня оценивается в 500 миллиардов рублей в год — это бюджет всего высшего образования страны.

Важным лично для меня было и то, что президент затронул тему подготовки кадров для космодрома Восточный. Он отметил, что когда студент-дальневосточник уезжает учиться в Москву или в Петербург, вернуть его, даже на хорошее предприятие, на Дальний Восток очень сложно. Готовить кадры нужно на местах, подчеркнул президент, и ректоры встретили аплодисментами это заявление. Амурский университет уже 75 человек по космическим специальностям отправил на учебу в Москву и Челябинск. В Москве в январе 17 человек закончат обучение, посмотрим, сколько вернется на космодром. Мы могли бы учить их здесь не два года, как делаем сейчас, а три и даже четыре, и отправлять их в Москву и Челябинск только на дипломное проектирование.