О скидках и накрутках

Свадебная съемка — это моя вторая полноценная работа. Первая — операторский труд на одном из местных телеканалов. Переквалифицировался на праздники я достаточно легко. Каждый телеоператор рано или поздно делает для себя такое открытие. Уверен: нет таких операторов, которым ни разу не предлагали подкалымить на свадьбе или детском утреннике. Для нас это — легкие деньги, поэтому подавляющее большинство работников камеры от них не отказывается. Грубо говоря, мой час свадебных съемок по деньгам равен примерно двум дням работы на телекомпании. При этом очевидно, с какой работой справиться легче. Тут — теплый и уютный загс, городские достопримечательности, красивые и счастливые люди, легко идущие на контакт. А там бывает всякое: дальние и не всегда комфортные командировки, съемки в полях, на фермах, скучных совещаниях, нередко сталкиваешься с непониманием, препятствиями, запретами на видеосъемку.

Первая мысль тех, кто все же решился работать в свадебной индустрии — главное, не продешевить! Тот факт, что кто-то без особых подвигов за одну свадьбу поднимает в два раза больше денег, чем я за месяц, согласитесь, подкупает?! Средний ценник за мою работу — 30 тысяч рублей. В эту сумму входит 40-минутный фильм и 5-минутный клип. Но конечная стоимость зависит от нескольких моментов: объема и сложности работ, цен на рынке и платежеспособности клиента. Да, скромным и небогатым заказчикам я сделаю хорошую скидку, чтобы они могли позволить себе мои услуги. А богатеньким, наоборот, накручу пару тысяч рублей. Кстати, дело тут не всегда в жадности и желании урвать кусок побольше. Несколько раз попадались такие пары, которые говорят «Вы нам не подходите!» просто потому, что для них это подозрительно дешево.

О вложениях и лени

Подумывают о свадебной видеосъемке без исключения все операторы, но не всем удается победить лень. Я считаю, это наша профессиональная черта. Я до сих пор с ней борюсь. Мне помогают семья, дети, кредиты, ипотека. Они толкают меня вперед. Кстати, почти всю аппаратуру для этого бизнеса я тоже брал в кредит. Некоторые пытаются калымить на рабочей технике, но имущество телекомпании запрещено использовать для личных целей. Поэтому очень быстро возникают проблемы. Работу на стороне, как правило, сложно скрыть от коллектива и начальства. Я не стал ждать проблем и сразу вложился в свою собственную технику. Ушло около 150 тысяч, при том, что я не покупал камеру. Взял хороший объектив и плечевой упор для фотоаппарата, а также мощный компьютер для монтажа.

Жених спустился с неба на парашюте и подарил невесте букет. Она стояла посреди поля и ждала его. Всегда приятно, когда ребята готовы на какой-то экшен, не боятся прическу испортить или костюм помять.

Образование, специфичные знания и навыки в этой работе, конечно, приветствуются. Но, к сожалению, это не главное. Сейчас главное — лишь бы камера снимала в Full HD качестве. А еще лучше, если снимаешь на фотоаппарат, как я. Это модно. Со специальным плечевым упором снимать на фотокамеру весьма удобно. Сначала непривычно, а потом — нормально.

Но с другой стороны, появляется все больше клиентов, которые ценят профессионализм, оригинальность, творческий подход. Несколько лет назад, когда я только взял в руки камеру, один из наших самых популярных «свадебщиков», инструктируя меня перед съемкой «Последнего звонка», открыл мне одну тайну этой профессии. «Наша задача — снять немного лучше, чем сняли родители», — сказал тогда он. Сегодня этот человек делает очень крутые свадебные ролики, настоящие художественные фильмы. Но я уверен, что есть клиенты, для которых он снимает и по старому принципу. Потому как другого им и не надо.

Об операторских уловках

Как я нахожу своих клиентов? Есть несколько уже проторенных путей: можно засветиться на свадебных и других специфических интернет-сайтах, можно пропечаться в журналах и буклетах, которые раздают в загсе. Их получает всяк туда входящий, поэтому ваши шансы от этого только увеличиваются. Но лучше сарафанного радио еще ничего не придумано. Когда заказ поступает от знакомых знакомых — это всегда лучше. Значит, человек уже знаком с твоими работами и они ему понравились. Существенных проблем возникнуть не должно.

Наладить контакт с женихом и невестой я стараюсь задолго до свадьбы — на стадии переговоров. Поэтому на самом торжестве я уже, как свой, искренне радуюсь за новых друзей. Если человек стесняется камеры, применяю разные уловки. Например, снимаю его в те моменты, когда он перестает думать о камере. Не жалею делать дубли, лучше пусть будет из чего выбрать, чем наоборот. Но чаще всего пары все-таки с удовольствием позируют мне. У всех это получается по-разному, но стараются все. Это же свадьба, на ней виновники торжества редко бывают грустными или нервными. Наоборот, все в хорошем расположении духа, накрашенные, наряженные, на позитиве.

Но даже положительный настрой иногда не спасает праздник от непредвиденных ситуаций. У коллеги был случай, когда спустя примерно месяц свадьбу пришлось переигрывать снова, потому что кадры случайно удалились. Клиенты, кстати, были этому очень рады и выглядели еще более счастливыми и естественными, чем в первый раз. Потому что перестали волноваться и уже успели понять, что ничего страшного после свадьбы не произойдет.

О сложностях монтажа

Сегодня свадебный бизнес, действительно, чрезвычайно популярен. Казалось бы, свободных мест уже давно нет, как и в случае с фотографами, стилистами, тамадой, но новые видеооператоры появляются и будут появляться.

Минусов у этого заработка я не нахожу. Коллеги иногда жалуются на капризность заказчиков. Но для меня это не проблема. Работая телеоператором, мне часто приходилось снимать неприятных людей. Наверное, уже иммунитет выработался, поэтому не обращаю внимания на чужие капризы. К тому же на свадьбе я это делаю за деньги, можно и потерпеть! А вообще, столкнуться с действительно неприятным человеком во время свадебной фотосъемки очень сложно. Все-таки это важное в их жизни торжество — люди чаще красивые и довольные, а не наоборот.

Из всего процесса самый сложный момент для меня — это монтаж видео. Несколько часов отснятого материала нужно запихнуть в получасовой ролик. Люди ведь хотят сниматься везде, в разных местах и обстоятельствах, некоторые даже наряды меняют. Тяжело потом из всего обилия моментов выбрать лучшие, яркие. Я в таких случаях безжалостно вырезаю всю повторяющуюся из фильма в фильм тягомотину и оставляю только искренние эмоции, жизненные кадры. К слову, монтажом я обычно занимаюсь ночами — единственное свободное от работы и домашних дел время.

О женихах с неба

Во время съемок я не использую специально заготовленные сценарии или идеи. Но и бездумной свою работу тоже назвать не могу. Предпочитаю импровизировать на ходу, в зависимости от ситуации и поведения молодоженов и их гостей. Это помогает отразить в фильме особенности конкретной пары, чтобы все мои ролики не были похожими друг на друга, а наоборот, были индивидуальными.

Одной из самых необычных идей, которые мне приходилось воплощать в жизнь, была съемка в поле. Жених спустился с неба на парашюте в свадебном костюме и подарил невесте букет. Она стояла посреди поля и ждала его. Идею мы с заказчиками придумали вместе. Всегда приятно, когда ребята готовы на какой-то экшен, не боятся прическу испортить или костюм помять. Вообще, в последнее время тенденция именно к таким съемкам, статичные ракурсы и изъезженные сюжеты людям неинтересны. Съемки становятся более масштабными и, как следствие, дорогими.

Для меня свадебная съемка — никакой не конвейер, хотя заказов немало. Стараюсь всегда погружаться в атмосферу чужого праздника, быть его частью. Но не стоит употреблять алкоголь во время работы, даже если предлагают и даже если настаивают. От этого выиграет и оператор, и его кадры.

Дома, отсматривая материл, я прежде всего думаю о своих ошибках, которые нужно будет учесть и не допустить в следующий раз. Иногда, глядя на кадры, понимаю, что праздник был не таким уж и веселым, как это казалось на самой свадьбе. Ощущение завершенной работы приходит не в момент передачи фильма заказчику, а когда муж с женой звонят мне и говорят спасибо. До этого момента я очень волнуюсь, что моя работа может людям не понравиться. Но такого еще не случалось.