• Марк Нюмен, художественный руководитель  ансамбля «Мэнго».
  • Фото: nssk.spacecrabs.ru

— Марк Арнольдович, ваш ансамбль много гастролирует?

— Много — и по России, и по Камчатке, и за рубежом. По России в первую очередь бываем в Москве и Санкт-Петербурге, во вторую очередь — куда пригласят. Принимаем участие в правительственных концертах, например в честь Дня России. Мне запомнилось мероприятие на День России в 2008 году, когда шел проект «Семь чудес России». Было объявлено народное голосование, и как нам потом сказали, благодаря выступлению «Мэнго» на этом празднике очень много людей проголосовало за нашу Долину гейзеров, и она вошла в список семи чудес России. Думаю, Долина гейзеров и без нас бы вошла в рейтинг, но тем не менее приятно. Мы выступали на многих концертах правительственного уровня. Однажды даже были у Владимира Владимировича Путина в «Бочарове ручье», выступали в числе других коллективов. В нашем послужном списке — две Олимпиады. В 1980 году мы выступали на московской Олимпиаде, и в Сочи мы тоже были активно задействованы. Выступали на площадке «Медал плаза», где вручали медали победителям.

— Что позволяет вашему коллективу быть востребованным на таком высоком уровне?

— Начнем с того, что у нас профессиональный коллектив — люди работают и получают за это зарплату. Во-вторых, у нас коллектив академический. Звание академического ансамбля присваивает Министерство культуры РФ, это считается высоким уровнем. В России всего девять ансамблей танца носят название академических, а в ДФО это единственный хореографический коллектив с таким званием. Работаем — других секретов нет.

— В чем самобытность вашего ансамбля?

— На Камчатке проживает пять коренных национальностей, и их представители — коряки, эвены, ительмены, чукчи, алеуты — работают у нас в коллективе, у нас только местные люди, никаких легионеров нет. У нас есть статус национального ансамбля, для этого нужно, чтобы 90% состава были представителями коренной национальности и 90 % репертуара составляли национальные постановки. Наша задача — ставить танцы на основании элементарных движений, которые используют представители коренных национальностей на бытовом уровне, когда они празднуют или совершают свои обряды. Как говорил патриарх российской хореографии Игорь Моисеев, фольклор — это алмаз, а из него надо сделать бриллиант. И вот это — дело профессиональных коллективов.

— Как давно вы живете на Камчатке и руководите «Мэнго»?

— На Камчатке я 36 лет, и в ансамбле я единственный коренной украинец. «Мэнго» основал в 1965 году Александр Гиль, с которым мы вместе начинали свою деятельность в полтавском театре в 1960 году. С тех пор мы были знакомы, и он меня спустя 19 лет пригласил на Камчатку — приехать на год, помочь. Я по профессии хореограф, сам танцевал, потом работал главным балетмейстером театра. Поработал и на Камчатке. В 1988 году Александр Гиль трагически погиб, а в 1997 году я возглавил созданный им ансамбль.

— Вас можно назвать визитной карточкой Камчатки?

— Нас по‑разному называют — и визитной карточкой, и жемчужиной Камчатки. Но лично меня устраивает название Государственный академический национальный ансамбль танца.

— Как вас принимают за рубежом?

— Мы выступали более чем в 30 странах, наиболее запоминающиеся — Япония, Америка, страны Европы. За рубежом, кстати, очень большой интерес к национальному искусству, где в фундаменте заложен фольклор, без воровства и заимствований, без заигрывания со зрителем и «фанеры». За границей это ценят, им интересно. И в России это тоже ценят, кстати.

— Как вы обновляете состав, где набираете танцоров?

— До ста лет танцевать в ансамбле нельзя, по закону танцоры входят в первый список — это самая тяжелая и вредная профессия, и танцоры через 20 лет, независимо от возраста, уходят на пенсию. Поэтому неизбежно встает кадровый вопрос. Я могу и с улицы взять человека, мне важно, чтобы он хотел работать в ансамбле. К сожалению, я не могу прийти в хореографическое училище и пригласить выпускников, потому что у нас нет такого училища, и не могу переманить их из других коллективов. Поэтому приходит к нам человек: спрашиваем национальность, смотрим свидетельство о рождении — и начинаем из него делать артиста академического ансамбля. Если он согласен терпеть ежедневные 8‑часовые репетиции, оттачивать движения, синхронность, чтобы добиться исполнения, соответствующего академическому ансамблю, — он остается с нами. Уверяю вас, когда вы сидите в зале, вас совершенно не интересует, есть у артиста хореографическое образование или нет.

Руки к солнцу

Ансамбль в 2015 году отметит 50‑летие, он был создан в 1965 году. Название «Мэнго» переводится как «руки к солнцу». Так назвал ансамбль его создатель и первый руководитель Александр Гиль, чье имя было присвоено коллективу в 2005 году. Существует корякская легенда о маленькой девочке, которую звали Мэнго и которую приносят в жертву богам. Танец — это тоже своего рода жертвоприношение.

Программа мероприятий Международного фестиваля культур «Амур — река дружбы» в городах и селах Амурской области 

9

декабря

с. Ромны

17.00 Концерт Государственного академического корякского национального ансамбля танца «Мэнго» им. А. В. Гиля, Камчатский край

 

 

10

декабря

г. Белогорск

18.00 Концерт Государственного академического корякского национального ансамбля танца «Мэнго» им. А. В. Гиля, Камчатский край

 

 

11

декабря

с. Тамбовка

 

16.00 Концерт творческих коллективов Амурской области

 

 

13

декабря

с. Белогорье

 

15.00 Концерт творческих коллективов Амурской области

 

 

13

декабря

ЗАТО Углегорск

16.00 Концерт творческих коллективов Еврейской автономной области

 

 

 

13

декабря

с. Поярково

 

17.00 Концерт творческих коллективов Китайской Народной Республики

 

 

13

декабря

с. Константиновка

 

17.00 Концерт творческих коллективов Сахалинской области

 

Программу мероприятий международного фестиваля культур «Амур — река дружбы» в Благовещенске смотрите ЗДЕСЬ.

Выступление Государственного академического корякского национального ансамбля танца «Мэнго». 

 

Возрастная категория материалов: 18+