Фото: www.youtube.comФото: www.youtube.com

Вышедший в мировой прокат еще в январе прошлого года фильм вообще не выглядит так, что его собирались показывать в кинотеатрах. Оператор «Гнева» и вправду вволю развлекся неустойчивой камерой, совершенно не умея снимать таким образом, и картинка чаще всего выглядит слишком уж телевизионной. Сюжетная линия лишена героев с «особыми способностями» и «тремя войнами за плечами», поэтому поединки в духе «Джона Уика» ставить не пришлось: перестрелки да поножовщина, не дающие детективной составляющей совсем заглохнуть. Претензии есть и к монтажу, при том, что картина длится меньше 100 минут — а если припомнить создателям некоторые диалоги, становится понятно, что «Гнев» спокойно уместился бы в час двадцать, стандартные для видеофильмов конца прошлого века.

Есть убиенная дочь, есть вялотекущее следствие и  есть сильное желание отца погибшей найти виновных, помноженное на его же не особенно соответствующие закону возможности

Фильм Кабесаса вообще не очень правильно сравнивать с боевиками про хороших парней, умеющих профессионально убивать парней плохих. Персонаж, сыгранный Кейджем, в таком боевике наверняка тоже бесславно пал бы от рук главного героя: слоган фильма «Прошлое никогда не оставит тебя» очевиден зрителю с самого начала. Пол Магуаер, ведущий законную жизнь под неусыпным надзором бывших коллег-гангстеров и полиции, слишком хорошо знает расценки такого существования, а потому и хранит в обувной коробке атрибуты прошлой жизни, чтобы пустить их в ход при первой возможности. Это Джимми Маркум из «Таинственной реки», только основательно упрощенный и вообще не умеющий толком останавливаться: процесс мщения вышибает из головы Пола все и сразу, от бизнеса до семьи, а потом — и до желания жить.

Из той же «Реки» сценарист взял завязку и развязку, слегка переделав их под масштабы гангстерского боевика: есть убиенная дочь, есть вялотекущее следствие и  есть сильное желание отца погибшей найти виновных, помноженное на его же не особенно соответствующие закону возможности. Чтобы не выглядеть совсем уж плагиаторами, создатели «Гнева» ввели в сюжет вынесенную в «родное» название фильма путаницу с пистолетом системы «Токарев» и непременной русской мафией с человеком по фамилии Чернов во главе. Собственно, противостояние ирландских ребят, повязанных каким-то идиотским совместным делом в прошлом, с ребятами из бывшего Союза — это тоже нормально смотрится, если не раздражаться определенной придурковатостью поступков с обеих сторон. Вокруг катается на коляске Питер Стормаре, олицетворяя патриархальность гангстерства, а за старину Денни Гловер в роли детектива — вообще отдельное спасибо.

В общем и целом эта история не подходит под требования качественного зрелища. Но зрителю, которого каждые два месяца кормят совершенно одинаковым кино про то, что убивать — хорошо, если ты делаешь это красиво, иногда полезно смотреть что-нибудь эдакое. 

Финал фильма хоть и не вышибает из привычного ритма жизни, подобно лучшим представителям жанра, однако особой тривиальностью не страдает и уж точно позволяет задуматься над соответствием выводов и поступков их поспешности. Героиня Рэйчел Николс в этом отношении очень нужна сюжету: над тем, что творит муж, приходится задумываться жене, которой до этого вообще ни о чем особенно напрягать извилины не приходилось. Зритель, который знает гораздо больше героини, и возмущен больше: пытаясь заполнить появившуюся вместе с гибелью дочери пустоту в жизни, душе или в чем там образовываются пустоты у гангстеров, главный герой «Гнева» последовательно разрушает все, что еще создавало ему видимость нормальной жизни. Она, по версии Кабесаса, вполне способна закончиться на самом раннем этапе в результате одного неверного поступка.

В общем и целом эта история не подходит под требования качественного зрелища: здесь даже хорошие актеры особенно не стараются, а когда на экране появляется сын Кейджа, чтобы сыграть папу в молодости, рука тянется к «Токареву» или чему-нибудь другому, наделенному силой разрушения. Но зрителю, которого каждые два месяца кормят совершенно одинаковым кино про то, что убивать — хорошо, если ты делаешь это красиво и «во имя», иногда полезно смотреть что-нибудь эдакое. И может быть, в противовес стремительно ухудшающимся «Заложницам» и «Уравнителям» такое кино будет стремиться к тому, чтобы быть лучше. А то односторонний подход и идеализирование насилия мы уже проходили вместе с парнями, которые сейчас снимаются в «Неудержимых».