Начальник заставы Гапонов

— После переезда в село в школе мне дали учеников пятого класса,— вспоминает 1985 год Татьяна Лысеенко.—  Учащиеся тогда активно занимались  краеведением. Моему классу досталось задание найти информацию о Гапонове.

Материалов удалось собрать достаточно, потому что тогда еще были живы очевидцы всех событий. Школьники начали переписываться с солдатами-пограничниками, которые и рассказали, как погиб их командир — начальник погранзаставы Александр Гапонов.  

8 августа 1945 года в штаб, находящийся в селе Иннокентьевка, поступило поручение ликвидировать погранпосты на противоположном берегу Амура. Взвод Гапонова проник в казармы врага. Во время проверки здания по нашим солдатам открыли пулеметный огонь. Это стреляла жена одного японского офицера. Поняв, что враги не повержены, женщина  кинула гранату под ноги лейтенанту Гапонову. Один из бойцов бросился к командиру, пытаясь закрыть его своим телом, но спасти его не успел, граната взорвалась. Лейтенанта доставили в военный госпиталь в Иннокентьевке, где пограничник умер от большой потери крови. После этой военной операции Александру Гапонову  присвоили орден Отечественной войны второй степени. Посмертно. Сегодня погранзастава в Касаткине носит его имя.   

Братская могила для двоих

Сначала памятник был обычным деревянным обелиском  с красной звездой, за ним ухаживали пограничники и школьники. Через двадцать лет было решено установить плиты с именами погибших воинов. А пять лет назад после очередной реставрации братская могила стала выглядеть так, как сейчас. 

В одной могиле с начальником погранзаставы захоронен и старшина первой статьи  Судженко Данил Корнеевич. Он погиб 13 августа 1945 года. 

Несмотря на разные даты гибели бойцов, их похоронили 16 августа 1945 года. Ждали жену Александра Гапонова, которая приехала из Харькова. После похорон она ни разу не была на могиле мужа. 

— Информации о нем нет, потому что он из детского дома,— утверждает Татьяна Николаевна.— Почему мы решили, что он сирота, я и не помню. Видимо, потому, что данных о нем не было нигде, а к кому обращаться за помощью, мы не знали.

В одном из писем, присланных с заставы в Касаткино, упоминали о военном моряке Судженко: «Старшина служил на пограничном катере, командовал расчетом крупнокалиберных пулеметов. При высадке десанта на другой берег вел огонь с пулемета по японским войскам. Десант выполнил задание, а вот старшина с берега был сражен пулеметной очередью». Это все сведения, которые смогли получить школьники о гибели пограничника. Однако ребята все же надеются, что могут откликнуться его родные или очевидцы событий, чтобы потомкам героя стало известно хотя бы его имя.  

Судженко может быть уроженцем Курской области

Фамилия погибшего старшины довольно редкая для Приамурья, но распространенная в Курской области. Почти во всех районах этого региона проживают люди с такой фамилией. В Курской области есть даже Судженский район. А в 7-м томе курской Книги Памяти была обнаружена запись: «Судженко Корней Иванович родился в 1898 году  в Судженском районе, слобода Заолешенка, рядовой, в марте 1944 года пропал без вести». Судя по дате рождения и имени бойца, погибший в нашей области солдат мог быть его сыном. На сайте Министерства обороны есть информация о том, что до войны Корней проживал в селе Горналь Курской области. Но старожилы этого почти уже стертого с лица земли села не смогли вспомнить никого с такой фамилией.  На сайте ОБД «Мемориал» есть документ о розыске в 1946 году без вести пропавшего Корнея Ивановича.  Его искали сын Федор и жена Фекла. После войны семья Судженко проживала в Сталинградской области.