Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

ДОВЕРИЕ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

— Александр Александрович, почти месяц назад в Амурской области произошло громкое политическое событие: Олег Кожемяко назначен руководителем Сахалинской области, исполняющим обязанности губернатора Амурской области президент России назначил вас. Причем об этом он вам сообщил лично. Расскажите: как прошла встреча, какие напутствия дал глава государства.

— Вы знаете, я давно мечтал лично познакомиться с Владимиром Владимировичем. И на встрече в Кремле я увидел человека, который в действительности переживает за страну, за ее будущее. Разговор был, по сути, передачей дел при первом руководителе страны. Олег Николаевич рассказал, что было сделано в регионе, что еще предстоит сделать. Была дана оценка моим действиям. Наша встреча закончилась рукопожатием, президент сказал мне: «Не подведи». Этой фразой все сказано.

— Словом, вам оказано серьезное доверие, поэтому и спрос будет большой.

— Знаете, если вы себя уважаете, то любое доверие, которое оказано вам, вы обязаны оправдать. Но я часто привожу фразу Энштейна: «Если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой». То есть надо всегда объективно оценивать задачи и возможности. Когда меня выбирали в мэры Благовещенска, я четко сказал, что у администрации будет два главных направления: благоустройство и ревизия расходов городского бюджета. И эта стратегия себя оправдала, сегодня она продолжается. Я с большим уважением отношусь к Олегу Николаевичу Кожемяко, считаю его своим старшим товарищем, наставником. Он и команда, которую он создал и которая сейчас работает со мной, достойна уважения. При имеющихся финансовых возможностях им удалось добиться высоких результатов. И благодаря этому Амурскую область сегодня знают. Но хорошее быстро забывается, поэтому будет очень тяжело на фоне таких успехов сделать для области и ее жителей еще больше. А я хочу этого.

Наша встреча с президентом закончилась рукопожатием, он сказал мне: «Не подведи». Этой фразой все сказано.

— Вы намерены продолжать работу с нынешней командой или будут рокировки? 

— Сегодня правительство — это профессиональная команда, которая знает, что делает. Понятно, если кто-то решит сменить работу или место жительства, я не смогу удержать. Но в ближайшее время будут ставиться новые задачи, которые потребуют привлечения новых людей. Будем искать, приглашать. Принято решение возобновить кураторство — каждый зампред, министр будет отвечать за свои территории. Чтобы была обратная связь.

КРИЗИС УБИВАЕТ СЛАБЫХ

— Вы уже объявили, что область ждет перезагрузка. Что это значит?

— Когда я встречался с главами городов и районов на Дне местного самоуправления, все согласились, что много сделано, мы не можем и не должны зачеркнуть или обнулить предыдущие годы работы. А вот перезагрузка — то, что нам необходимо. Тем более жизнь ставит перед нами новые задачи. Страна находится в кризисе, и надо научиться в нем не только выживать, но и развиваться. И для этого надо сломать административные барьеры между всеми органами власти: исполнительными и муниципальными, надзорными, финансовыми. В таких непростых условиях все должны работать по-новому, слышать друг друга и быть в единой сцепке. У военных есть очень правильный тост: «За содружество всех видов войск!» Нам в Амурской области такое содружество сегодня необходимо.

Вчера соседка по подъезду меня увидела и говорит: «А я думала, вы переедете». Куда? Зачем?

— В чем сегодня вы видите главную задачу правительства?

— Быть аудитором, ревизором в работе с муниципалитетами. Экономическая ситуация в стране изменилась: идет секвестирование федеральных программ, поэтому нужна четкая расстановка приоритетов. Необходима ревизия всех объектов с учетом прогнозируемого финансирования в стране: что достроим, что потерпит, какие внутренние резервы у нас есть. Нам надо переформатироваться: не со следствием героически бороться, а с причинами проблем. Накануне встречались с представителем регионального Общественного народного фронта, она привела примеры работы властей в сельских поселениях. Так, в одном из поселений по смете одна служебная машина тратит 200 тонн топлива. Мы же понимаем, что такого не может быть — бензин просто списывается! И, поверьте мне, такие вещи никогда не увидит первый руководитель области или даже глава района. Еще пример по Завитинскому району, где я на днях побывал. Там главы поселений, у которых нет великих бюджетов, приводят в порядок памятники Великой Отечественной войны своими силами и за счет привлечения местных организаций. Они абсолютно правы — если нет денег, надо не ждать их, а искать другие способы для выполнения своих полномочий!

— Какие отрасли в кризис получат большее внимание и поддержку?

— Кризис заставляет мыслить неординарно, и надо этим пользоваться. Наша область всегда была и будет сельскохозяйственной, поэтому эта отрасль останется у нас в приоритете. Меня очень радует, что санкции заставили наших переработчиков в лице молочного комбината «Благовещенский» и животноводов — колхоз «Луч» — объединиться и реализовать большой проект — мегаферму на 2400 голов. Строить это уникальное предприятие будет наша компания «Амурстрой». То есть кризис дает и новые возможности. Если говорить о других отраслях, то мы будем подходить точечно: смотреть, какие предприятия с большими коллективами нуждаются в нашей помощи и решать, как их поддержать.

— В область пришли крупные инвесторы, готовые строить у нас новые предприятия: Газпром намерен открыть производства в Свободном, реальный проект развития месторождения в Селемджинском районе. Кризис не помешает этим планам?

— Давайте честно: эти предприятия будут построены и без нас. Есть инвестор, у него есть деньги, все решено. А мы чем можем быть полезны? Как использовать эту возможность? Я считаю — кадрами. Люди — это же главный ресурс, благодаря которому рождаются предприятия. Поэтому нам надо привязать инвестиционные проекты к нашим училищам, техникумам, вузам и территориям. Как пример: в Москве мы встречались с компанией, которая планирует осваивать Огоджинское месторождение угля в Селемджинском районе. Серьезные ребята в деловых костюмах и галстуках начали мне воодушевленно рассказывать, что они построят в Огодже одно, другое, детский сад, школу. Правда, они туда на вертолете летали, а не машиной ездили. Я спрашиваю: «А для кого вы все это построите?! Кто в Огодже пойдет в садик?!» Там население очень маленькое, а работники — вахтовики. Аналогичная ситуация с компанией «Русский уголь», у которой есть лицензии на добычу угля в Варваровке. У них также большие планы на строительство там социальных объектов. Но опять же: для кого?! Так давайте создавать агломерации на территории области.

— Что вы имеете в виду?

34

года исполняющему обязанности губернатора Амурской области Александру Козлову. Средний возраст глав регионов в России — 63 года

— Например, моногород Райчихинск. Он не может похвастаться рабочими местами. Но там есть техникумы, которые могут готовить кадры для предприятий, для того же Селемджинского района и Варваровки. Поэтому бизнес не должен строить соцобъекты в тайге — там не нужны капитальные вложения, можно делать быстровозводимые вахтовые поселки. А вот в территориях, где живут работники и их семьи — в том же Райчихинске, — необходимо создавать комфортные условия. Такой вариант выгоден и бизнесу, и муниципалитету. Я дал поручение министру экономического развития и директорам предприятий в течение полутора месяцев подготовить предложения по созданию агломераций.

«МОСКВА — ОНА РАЗНАЯ»

— Из Амурской области, как и со всего Дальнего Востока, последние годы идет отток населения. И уезжает много талантливой и амбициозной молодежи, которой здесь тесно или неинтересно. Почему вы не уехали?

— Я уезжал. Но другой вопрос — куда и по какой причине. В 25 лет я был назначен самым молодым директором в холдинге «Русский уголь» — в городе Гуково Ростовской области возглавил предприятие численностью 16 тысяч человек. Я два года там отработал, потом поменялась команда, я вернулся в Райчихинск уже руководителем «Амурского угля».

— Не хотелось остаться?

— Нет. Хотя сам Ростов — современный город, с хорошей логистикой, его еще называют «маленькая Москва». Но я так и не стал там своим — скажу честно. Да, появились друзья, знакомые. Но знаете: вот сейчас закрыл глаза, сказал: «Тында» — и я ее вижу, понимаю, чувствую. А там такого нет. Конечно, уезжать или остаться — выбор каждого. Но Москва — она разная. У кого-то все получается, а кто-то ходит злой на всех и облизывает витрины магазинов, так как не может туда попасть. А в Благовещенске, Тынде, Белогорске — может. Так вопрос: может, лучше остаться? Здесь ты можешь сделать гораздо больше, чем просто жить в Москве.

— Не секрет, что ваше назначение исполняющим обязанности губернатора многие восприняли настороженно из-за вашего возраста: вам сейчас 34 года. При этом, по последним данным, средний возраст губернаторов в России сегодня составляет 63 года. Так что вы — самый молодой глава региона в стране. Вы считаете в политике молодость — это недостаток или, наоборот, достоинство?

— Сейчас в политике идет курс на омоложение, в том числе в федеральном правительстве. Я в рабочих поездках в Москве общаюсь с министрами, заместителями министров — среди них много молодых людей. Опять пример: за три недели работы в этой должности я несколько раз приезжал домой в 4 часа ночи, а в 7 утра уже уезжал на работу. Наверное, если б мне было 63, я бы так не смог. Поэтому в данное время возраст для меня — плюс, так как дает мне скорость, я могу быстрее знакомиться с областью, ситуацией на местах. Но, конечно, молодой руководитель всегда должен слышать старших товарищей, учитывать опыт.

«Люди — это же главный ресурс, который у нас есть. Именно благодаря кадрам рождаются новые предприятия», — отмечает Александр Козлов.

— Как держите себя в тонусе при таком ритме жизни?

— Раньше каждое утро был спортзал, но последние три недели график нарушился. Но я к нему вернусь обязательно! Спорт для меня — это и антистресс, и увлечение. Зимой по вечерам играли в хоккей. Еще один способ расслабиться — баня. Как увлечение — нравятся автомобили, люблю ездить за рулем, правда последнее время практически не вожу машину.

— Почему?

— Для многих в диковинку, что я сам еду по городу на машине. Хотя я ничего экстраординарного в этом не вижу: я здесь живу, поэтому хочу сам ездить за рулем, ходить в магазин и покупать продукты, которые мне нравятся. Я живу в обычном многоквартирном доме, встречаюсь в подъезде с людьми, общаемся. Вчера соседка меня увидела и говорит: «А я думала, вы переедете». Куда? Зачем?

— Люди в магазинах не подходят?

— Нет, не подходят, потому что воспитанные. Но многие здороваются. А вот в самолете, кстати, подходят. Недавно летел в Москву на Госсовет и прямо в полете провел прием граждан. Я летаю экономклассом, поэтому люди подходят, рассказывают о проблемах. И это нормально — руководитель должен быть живой. Лучше ведь быть, чем казаться.

— Вы жесткий руководитель?

— Требовательный. К самому себе и к окружающим. Но я уверен, что, когда мотивация и цель одна, конфликтов не будет. Моя задача — сделать для своей команды их одинаковыми. И очень важно — дать людям сказать слово и услышать.

— Какие требования к подчиненным выдвигаете?

— Главное — не бездействовать. Это для чиновника самое страшное — просто отсидеться. Необходимо, чтобы люди сами принимали решения — а у нас таких очень мало. Часто бывает так: команда есть, а единомышленников найти трудно. Мне надо, чтобы команда была сильной, один ты ничего не поднимешь.

 — Какое у вас любимое место в Амурской области? Где любите отдыхать?

— Бурейский район, село Гомелевка. Там теплая река, красивое тихое место, утки плавают. Я вообще считаю, что у внутреннего туризма в Амурской области большие перспективы и мы должны их развивать. У нас столько красивых мест, мы должны открыть и показать их людям.

«Недавно летел в Москву на Госсовет и прямо в полете провел прием граждан. Я летаю экономклассом, поэтому люди подходят, рассказывают о проблемах. И это нормально», — констатирует и. о. губернатора Приамурья.

***

Главные направления текущей работы губернатора и правительства области:

— подготовка и прохождение пожароопасного периода;

— подготовка к отопительному сезону;

— проведение посевной кампании;

— помощь в стабилизации ситуации с невыплатами зарплат на космодроме Восточный;

— реализация программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;

— достройка микрорайона Таежный в Тынде;

— проведение качественного ремонта дорог.

ДОСЬЕ АП

Александр Козлов. Родился 2 января 1981 года в городе Южно-Сахалинске. В 2003 году окончил Московскую академию предпринимательства при Правительстве г. Москвы по специальности «юриспруденция». Присвоена квалификация «юрист». С 2000 по 2007 год работал в ООО «Амурский уголь» в Райчихинске: прошел путь от ведущего юрисконсульта до заместителя генерального директора по правовым вопросам и корпоративной безопасности. В 2007 году — директор филиала ЗАО «Русский уголь» в г. Гуково. С 2008 года назначен директором филиала ОАО «Русский уголь» в Благовещенске, с 2009 по 2010 год — генеральный директор ООО «Амурский уголь» в Райчихинске. В феврале 2011 года занял пост первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области, с декабря 2011 года — министр ЖКХ области. 14 сентября 2014 года на выборах мэра города Благовещенска занял первое место, получив 38,68 % голосов. 25 марта 2015 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным назначен временно исполняющим обязанности губернатора Амурской области. Женат. Детей нет.