• Фото: Андрей Ильинский

КУДА УШЛИ ЗАЕМНЫЕ ДЕНЬГИ

— Татьяна Геннадьевна, цифры пугающие, слово «дефолт» звучит еще страшнее. У региона действительно такие серьезные проблемы?

— По итогам 2014 года по уровню долговой нагрузки Амурская область занимает 14-е место среди всех субъектов Российской Федерации. К примеру, в Мордовии, Карелии, Белгородской и Костромской областях он выше, чем у нас. На сегодняшний день государственный долг области составляет 28,3 миллиарда рублей. Из них 16,9 миллиарда рублей — это банковские кредиты, 11,1 миллиарда — кредиты из федерального бюджета, 0,3 миллиарда — госгарантии области. Конечно, закредитованность налагает ограничения, в частности снижает возможности бюджетного «маневра», но даже в такой сложной ситуации не может быть и речи о неисполнении взятых на себя областью обязательств.

— Как мы оказались в такой ситуации? Ее можно было избежать?

1,8

миллиарда рублей выделило правительство Амурской области в прошлом году на участие в федеральных целевых программах

— Вряд ли. На протяжении 2009—2014 годов отмечался стабильный рост бюджетных расходов областного бюджета: за 6 лет они выросли более чем на 20 миллиардов рублей. Это вызвано несколькими причинами. В первую очередь — передачей на областной уровень расходных полномочий с федерального и муниципального уровней. Область взяла на себя содержание учреждений профессионального образования со среднегодовым объемом финансирования 1,3 миллиарда рублей, учреждения дошкольного образования и учреждения здравоохранения с расходами в 1,9 миллиарда рублей ежегодно. Стоит отметить, что обеспечение выплаты заработной платы бюджетников, определенных «майскими» указами Президента РФ в 2014 году, стоило областному бюджету 8,9 миллиарда. Всего за два года действия этих указов — с 2012 по 2014 год — областной бюджет выделил на зарплату бюджетникам 21 миллиард рублей.

Во-вторых, с 2013 года вступила в действие норма о формировании дорожных фондов. За 2014 год на это направлено 2 миллиарда рублей. Это способствовало повышению качества дорог, но, с другой стороны, не позволило направить их на другие расходы, например на здравоохранение, как это было раньше. В-третьих, в связи с изменением федерального законодательства регионы вынуждены нести расходы на оплату взносов на неработающее население Фонду обязательного медицинского страхования по федеральным нормативам. За пенсионеров, детей и другие неработающие категории жителей региона теперь платит областной бюджет. Причем с 2009 года эти расходы увеличились с 1,1 до 4,8 миллиарда рублей в текущем году. То есть более чем в 4 раза.

— То есть, на ваш взгляд, без заимствований области было не обойтись?

— Если мы говорим о развитии области, то без кредитов нашему бюджету было не обойтись. На заемные средства создано более 5 тысяч мест в дошкольных учреждениях, детям-сиротам предоставлено 1415 квартир. Более 15 тысяч семей улучшили свои жилищные условия с применением схем ипотечного кредитования. Стала решаться проблема переселения из ветхих и аварийных домов, в том числе в зоне БАМа. Цена этих вопросов достигла 9 миллиардов рублей. В этих условиях для сбалансированности бюджета были необходимы дополнительные поступления. Ими и стали кредиты. Однако, несмотря на столь высокий долг, все действия правительство области принимало в рамках норм Бюджетного кодекса РФ и областного законодательства.

КАК ОБЛАСТЬ СНИЖАЕТ ГОСДОЛГ

— Как планируется снижать госдолг?

— Предпринят ряд шагов. За два последних года из долга в 28,3 миллиарда удалось заместить бюджетными кредитами 11,1 миллиарда — это 40 процентов. В том числе на 20 лет реструктуризировано 3,7 миллиарда рублей, из них 198 миллионов — бюджетные кредиты, которые были взяты на строительство и ремонт дорог. Правительство области продолжает работу с Минфином России в части замены кредитов банков на «менее рискованные» бюджетные кредиты. В этом году области выделено 973,5 миллиона рублей бюджетного кредита на погашение долгов кредитным организациям под 0,1 процента годовых. Это существенное снижение по годам пика нагрузок на областной бюджет, а также экономия расходов на уплату процентов.

— Какая у Приамурья ситуация с собственными доходами?

600

миллионов рублей из областного бюджета направлено в 2013—2014 годах на укрепление материально-технической базы школ, больниц, домов культуры. Средства потрачены на восстановление 90 школ, 33 учреждений культуры, 6 стадионов и 66 спортплощадок, 47 детсадов и ремонт 11,7 тысячи квадратных метров муниципального жилого фонд

— За четыре месяца текущего года объем собственных доходов составил 13,3 миллиарда рублей, что на 1,2 миллиарда, или 9,9 %, больше аналогичного показателя прошлого года.  При этом ситуация с поступлением налоговых и неналоговых доходов напряженная. По налоговым доходам поступления составили 10,9 миллиарда рублей, прирост — 0,9 миллиарда рублей, или 8,6 %. Рост поступлений наблюдается практически по всем налогам — это, безусловно, положительно для бюджета. Однако огорчает снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц. С начала года они составили всего 1,2 миллиарда рублей — это соответствует 99,6% к прошлому году. Не стабильно идет исполнение по налогу на прибыль: на текущую дату в областной бюджет зачислено 3 миллиарда рублей, это уровень 2014 года.

Такая динамика обусловлена в первую очередь возвратом налога налогоплательщиками по предоставленным уточненным декларациям за предыдущие периоды. Вместе с этим правительство области согласовало предоставление отсрочки ОАО ХК «Якутуголь» по уплате налога на имущество организаций в объеме 747 миллионов рублей, в том числе 340  миллионов — по начислениям прошлых лет. За 4 месяца текущего года компания уже перечислила в областной бюджет 293 миллиона рублей.

— Каковы сейчас приоритеты областного бюджета? От чего пришлось отказаться?

— При формировании областного бюджета на 2015 год пришлось прибегнуть к 30- процентному сокращению практически всех расходов, за исключением соцподдержки граждан, выплаты зарплаты бюджетникам, дотаций местным бюджетам и расходов на дорожное хозяйство. Как и в прошлые годы, областной бюджет остается социально ориентированным. Приоритетным является выплата зарплаты (6,8 миллиарда рублей, а по консолидированному бюджету на оплату труда направляется 18,6 миллиарда рублей, или более трети всех расходов), оказание мер социальной поддержки гражданам (3,2 миллиарда рублей), оплата коммунальных услуг (1 миллиард рублей). Область выполняет свои обязательства по ним в полном объеме.

«РАБОТАТЬ ПО-СТАРОМУ УЖЕ НЕЛЬЗЯ»

— В столь жестких условиях правительство, минфин меняют подходы к работе?

— Падение цен на нефть, санкции, которые ограничили приток иностранного капитала, стали серьезным вызовом для экономики страны. И это, конечно, не могло не сказаться на финансово-бюджетной сфере региона. В прошлом году область недополучила 1 миллиард рублей налоговых и неналоговых доходов. В текущем году прогнозируется невыполнение плановых заданий по налогам до 3 миллиардов рублей. Поэтому жить по старым лекалам в новых условиях мы не сможем — у нас недостаточно на это резервов. Поскольку мы не можем позволить еще большее увеличение госдолга, надо сосредоточиться на повышении эффективности бюджетных расходов и обеспечить безусловное исполнение долговых обязательств. Это означает, что предстоит переориентировать расходы. Для этого в правительстве области происходит детальное рассмотрение ежемесячного финансирования  плановых статей областного бюджета.

— Как это происходит?

21

миллиард рублей всего за два года президентских указов областной бюджет выделил на зарплату бюджетникам

— Министерство финансов области ежемесячно производит расчет по ожидаемым доходам и расходам бюджета на предстоящий месяц, так называемый кассовый план исполнения бюджета. Исходя из суммы ожидаемых поступлений в предстоящем месяце, для каждого министерства и ведомства определяются и доводятся объемы финансирования, в пределах которых и осуществляется оплата расходов. Конечно, не все руководители согласны с объемами, которые доводит до них минфин области. В связи с этим исполняющий обязанности губернатора Александр Козлов предложил предварительно рассматривать и обсуждать расходы на предстоящий месяц на рабочем совещании, куда будут приглашаться члены правительства и руководители профильных министров. В ходе такого обсуждения определяются приоритетные расходы и исключаются неэффективные и нецелесообразные расходы.

— Эксперты прогнозируют, что будущий год будет для области еще более тяжелым? Какие меры будут предприняты правительством?

— Что касается доходов, то их много не бывает. Работа по увеличению налогового потенциала области ведется постоянно. Нам удается удержать уровень 2014 года по налоговым поступлениям, хотя в других субъектах идет значительный спад. В результате совместной работы с Законодательным собранием области заключаются соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, позволяющие с максимальной отдачей наращивать налоговый потенциал. В перспективе у нас пуск космодрома, ввод газохимических комплексов, развитие нефтепровода. Это позволит с 2017 года ощутить приток налогов и качественно обновить структуру доходов областного бюджета, уменьшив зависимость от центра. Что касается долгов: Амурская область приняла на себя обязательства Правительства РФ по снижению долгов перед банками. До 2017 года мы должны сократить госдолг до 50% налоговых поступлений и в дальнейшем продолжить его поэтапное сокращение. Это позволит нам существенно снизить расходы на обслуживание долговых обязательств и перенаправить средства на социальные расходы. Минфин России ставит нам жесткие условия, которые мы обязательно выполним.

Возрастная категория материалов: 18+