Об ожиданиях и реальности

Я никогда не думала, что буду работать на стройке, хоть и пошла вслед за подружками учиться в строительный техникум. Мы поступили на экономический факультет и были уверены, что после его окончания станем мастерами, прорабами или вообще будем сидеть в конторе. Но при устройстве на работу мне сразу сказали: ты молодая, придется поработать.

Так я и стала штукатуром-маляром и в 22 года вышла на свой первый объект — храм в Релочном переулке. Поначалу было очень тяжело весь день ходить в кирзачах, таскать по этажам неподъемные шланги с раствором. На двоих с напарницей могли поднять и унести на носилках килограммов 50, хотя по нормам женщине положено не больше семи кило! Еще я очень боялась высоты, а подниматься приходилось довольно высоко и долго работать над фасадом на этом уровне. Однако хотелось поскорее освоить все, потому что от этого зависела зарплата. Поэтому я делала все, что требовали.

Работать женщине на стройке тяжело не только физически, но и морально. Нужно сразу поставить себя так, чтобы все мужики воспринимали тебя всерьез, как равную. Да и пробиться на руководящую должность в этой профессии сложнее, чем в других. Считается, что она мужская, хотя и не каждый мужик с ней справится.

Дочка сейчас говорит, что тоже пойдет работать на стройку, но я категорически против! Это очень тяжело. Бывает, приходишь домой, падаешь на кровать и не помнишь, как засыпаешь. Каждый день проходит как день сурка. Особенно в разгар сезона, с мая по сентябрь, когда работы много. И то мы после тяжелого трудового дня старались еще и подкалымить где-нибудь.

О зарплатах

Раньше люди шли на стройку, чтобы получить квартиру. Но с 1996 года эти привилегии исчезли. Мы свое жилье получить не успели. Зарплаты тоже с тех пор упали. Раньше в месяц получали стоимость «квадрата», он тогда стоил 3 тысячи. Сейчас такого нет. Самая высокая зарплата рабочего на стройке — 30 тысяч рублей, хотя стоимость жилья идет от 40 тысяч за «квадрат» и выше.

Сейчас у меня больше 15 лет трудового стажа. За это время я приложила руку ко многим важным в городе объектам. А сколько было построено обычных жилых домов — и не счесть! Большинство из них я уже даже не помню. И благоговейного трепета тоже нет, когда прохожу мимо зданий, которые мы воздвигали с нуля. Помню, как однажды пришлось переделывать квартиры в высотке на Артиллерийской. Дом перегрузили, и он начал трещать по швам, расходиться. Мы стягивали щели, заново все штукатурили. Тот случай я запомнила, потому что жильцы были очень благодарны нам за работу. Одна пенсионерка даже купила всей бригаде картины из янтаря.

Слабые места строителя — это позвоночник и желудок. Кушаешь на работе, как правило, плохо, не всегда есть возможность разогреть еду. Когда микроволновок еще не было, мы грели воду и пищу на обычных тэнах, которые обогревают вагончики. Опять же краска, пыль, известь оседают на желудках и внутренних органах. Я почувствовала недомогания уже после 30 лет. У меня болит позвоночник, иногда немеют руки и ноги. Поэтому сейчас я немного сменила поле деятельности, занялась ремонтами.

О матах

Когда только начинала работать, у нас был начальник участка, который говорил: «Женщины вы после пяти часов, а в рабочее время — штукатуры-маляры!» Так оно и было. Мне иногда даже не верили, кем я работаю, потому что в обычной жизни всегда за собой ухаживаю, хорошо выгляжу. Многие уверены, что если человек штукатур-маляр, то он необразованный, глупый, ни на что другое не годный. На самом же деле, когда мы с девочками переодеваемся после работы, люди уже не узнают в нас рабочих стройки. Мы также носим модные платья, туфли на каблуках, делаем маникюр и макияж. Мы такие же женщины, только работа у нас тяжелая. Быть красивой или нет, все-таки зависит от человека, а не от профессии.

На стройке много матерятся. Это правда. Сложно объяснить, почему так. У нас говорят, что это вовсе не мат, а связка, чтобы напарник тебя лучше понял! Стройка — это цепочка, где от скорости работы одного специалиста зависит работа и результат другого. Сроки всегда поджимают, люди друг на друга давят. Долго объяснять некогда, а матом все схватывают информацию на лету и отлично друг друга понимают! Но главное, что стройка — это свое царство, выходя оттуда, мы уже не кроем всех по матушке.

О воровстве

О том, что на стройке вечно воруют, вообще давно вошло в фольклор. У нас на этот счет говорят так: воруют ночью, а днем берут. Понятно, что шибко много ты не унесешь. Мешок цемента ведь в дамской сумке не спрячешь! А пару банок краски, кисточки, колер, другую мелочевку почему бы и не взять? Глупо работать на стройке и покупать строительные материалы, когда есть возможность взять так. Главное — не в убыток предприятию и чтобы никто не заметил. Хотя умудряются воровать и такими объемами, что строят себе коттеджи, покупают машины и катера. Но это, конечно, не простые рабочие, а высшее звено — мастера, прорабы, начальники.

Нередко воруют и посторонние люди, прохожие. Это, наверное, наш менталитет. Если кирпич свален в кучу на видном месте — значит, плохо лежит, надо взять. Для этого на стройке есть сторож, который гоняет таких посетителей. Но еще чаще он гоняет детвору. Полазить по стройке для мальчишек всегда было интереснейшим занятием, хоть и запрещенным. Это опасный объект, где есть арматура, леса, различная техника и много других угроз. Если ребенок покалечится, достанется за это мастеру участка, на котором случилось ЧП. Потому что этот человек в ответе за все, что там происходит. Однажды мальчик гулял по стройке на Калина — Амурской и угодил в шнек — машину, которая достает цемент. У ребенка зафиксировали перелом. Родители начали судиться со строительной фирмой. В итоге мастер получил условную судимость и выплачивал немаленькую компенсацию пострадавшей семье.

О китайцах

Знакомые меня часто спрашивают, почему раньше дома строили на века, а сейчас уже в новостройках стены крошатся и углы промерзают. Все потому, что сейчас наши дома строят в основном китайцы. Русских бригад каменщиков очень мало. А китайцы — такой народ, над ними нужно стоять и постоянно контролировать. Только отвернулся —  пиши пропало. Они строят быстро, но некачественно, относятся к работе халатно, создают лишь видимость выполненного труда.

Не дай бог что случись, землетрясение, к примеру, все новые дома растрескаются. Стены в них продувает, потому что китайцы часто делают пустой шов. Ну лень ему класть между кирпичами пенополистирол! Хотя раньше мы вообще их керамзитом заливали, он гораздо прочней. По стандартам в каждом пятом ряду идет армирование, но китайцы его просто забывают класть. Отрезают кусочек и засовывают вбок, якобы арматура есть везде. Проверять ведь никто не станет. От этого здание становится непрочным и может развалиться на части в любое время.

При этом дешевой рабочей силой их уже давно нельзя назвать. Их самый простой рабочий, который замешивает растворы, получает 5 тысяч юаней! Нашему российскому платят намного меньше. Хотя инженеров среди них нет, ими считаются те китайцы, которые приезжают в Россию уже не в первый раз, имеют какой-никакой опыт. Такие получают до 10 тысяч юаней.

О ЧП и розыгрышах

На стройке случается всякое. Распоротые руки, сломанные ноги, обожженные известью глаза — не редкость. Все это происходит довольно часто, потому что все торопятся, стараются сделать свою работу поскорей и забывают о внимательности.

Бывают и веселые случаи — куда без них! Как-то одного возрастного мужичка поставили долбить цемент. Он так увлекся, что в процессе у него выпала вставная челюсть. На что он даже не смутился, а только чертыхнулся, поднял ее и положил в карман. Зато мы эту историю вспоминали потом еще долго! А одна женщина частенько ходила на работу с большой сумкой. Мы спрашивали, зачем. Выяснялось, что после работы ей нужно было успеть в собес, спортзал, магазин и еще куда-то. В сумке все нужные вещи и помещались. Но мы решили над ней подшутить, подкинули еще кусок кирпича. Естественно, она с ним весь вечер ходила по своим делам и ругалась, что сумка очень тяжелая!

Когда строители работают у вредных хозяев, то могут им напакостить. Берут сырое яйцо, протыкают с двух сторон тоненькой иголкой, вкладывают в один из углов и заштукатуривают. Найти его потом невозможно, а вонять будет так, что сразу и не поймешь, откуда! Придется ковырять дырки по всей стене, снимать штукатурку и переделывать все заново. Еще иногда в стены замуровывают пустую бутылку. Кладут так, чтобы в горлышко хорошенько задувал ветер, и гул в комнате потом стоит просто ужасный. Конечно, так рабочие мстят только дотошным хозяевам, которых вечно все не устраивает.

О секретах ремонта

Сейчас занимаюсь в основном ремонтами. На свою родную квартиру сил вообще не остается. А вот знакомым помогаю часто, в основном советами, где найти материалы дешевле, что можно обойти, какие решения принять. Главное желание у всех, кто затеял ремонт — ровные стены. Одни обшивают все пространство гипсокартоном, сокращая площадь комнаты, другие переводят на стены тонны «Ротбанда». Хотя можно обойтись и без всего этого, сделав их ровными только на вид. Для этого нужно выставить углы, натереть лузги, вытянуть низы, чтобы все прилегало к плинтусу вверху и внизу. Нужно помнить и то, что водоэмульсионная краска скрадывает огрехи, а эмаль, наоборот, показывает все неровности.

Никогда в своем доме не сделала бы натяжной потолок! Эти глянцевые поверхности совсем не дышат и при пожаре выделяют очень едкий дым, который достаточно пару раз вдохнуть для летального исхода. Гипсовые потолки быстро надоедают и трескаются, потому что дома из-за грунтовых вод постоянно «гуляют». Потолок лучше просто заново вытянуть и побелить. Цена будет примерно такой же, что и у натяжного. Только придется затратить больше сил и перетерпеть больше пыли во время работ. Но люди редко выбирают такой вариант, им комфорт важнее здоровья. Хотя некоторая тенденция в пользу экологичных материалов в последнее время все-таки появилась. То, что люди освоили интернет, видно и по материалам, которые иной раз заказывают с другого конца света, и по дизайнерским задумкам.

Возрастная категория материалов: 18+