ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  

— Светлана Александровна, Арбитражный суд Амурской области входит в тройку лидеров на Дальнем Востоке по качеству принимаемых решений. Как вы оцениваете современное состояние амурской арбитражной системы? 

— Вообще, судебная система у нас в государстве единая, и мы входим в ее состав. Но если говорить о качестве работы, то отмечу, что у нас одни из лучших показателей по проценту отмененных судебных актов среди арбитражных судов Дальневосточного федерального округа — 1,8 процента отмен от количества рассмотренных дел. И это нормально, отмены были и будут. От субъективизма мы стараемся отходить, однако существует различное применение норм материального права, когда суды толкуют одни и те же нормы по-разному.   

27

млн руб. — на такую сумму выдано в прошлом году 1836 исполнительных листов Арбитражного суда Приамурья. Из них 25 миллионов рублей — по госпошлине

— Существует ли взаимосвязь между тематикой дел и экономическим развитием региона? 

— Конечно, неплатежеспособность или низкая платежеспособность ведут к увеличению количества дел и уменьшению периодов взыскания. Банкротство — это тоже показатель нестабильной экономической ситуации в нашем регионе. А количество таких дел увеличилось на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Причем это касается всех сфер — торговли, строительства, сельского хозяйства, индивидуального предпринимательства. Сейчас идет процедура банкротства в таких строительных компаниях, как ООО «НЭП», ООО «Березки», ООО «Горизонт». Предприятия или предприниматели берут кредиты, займы, совершают какие-то сделки либо не исполняют своих обязательств, что впоследствии выливается в их неплатежеспособность.

 — И процедура банкротства затягивается на несколько лет… 

— Сейчас у нас в производстве 18 затяжных дел, которым более трех с половиной лет. Только по фирме «Россия» рассмотрено около 5  тысяч заявлений. 

 — В октябре начнет действовать закон «О банкротстве физических лиц». Областной арбитраж к нему готов?   

— В нашем суде есть специальный состав, который специализируется на рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве). Думаем, он справится и с новым потоком дел. 

— А какой направленности споры сейчас преобладают? 

— Сейчас много споров по госконтрактам — это подряд, услуги, поставки. Из-за дефицита бюджета органы муниципальной власти или   исполнительной власти субъекта не успевают своевременно исполнять обязательства по оплате. Еще энергоснабжающие предприятия взыскивают задолженность с управляющих компаний и иных потребителей. Если раньше они выходили в суд раз в полгода, то теперь не накапливают задолженность, а выходят и помесячно, и поквартально. А вот административных и публичных споров стало меньше. Если раньше у нас было много дел об оспаривании решений Благовещенской таможни о корректировке таможенной стоимости предпринимателями, то сейчас в связи с тем, что объемы грузоперевозок в Россию упали, снизилось их количество. 

— Появление в  Приамурье   бизнес-омбудсмена как-то повлияло на работу областного арбитражного суда? 

— Я думаю, что этот институт нивелировал  некоторые споры в нашем суде. У уполномоченного по защите и реализации прав предпринимателей  есть определенные рычаги, чтобы на уровне досудебного урегулирования решать споры. Например, если ИП считает, что глава администрации мешает ему заниматься предпринимательской деятельностью, он может обратиться к бизнес-обмудсмену, и тот поможет разрешить спор мирным путем. Может быть, они как раз те самые медиаторы. 

Сейчас идет процедура банкротства в таких стройкомпаниях, как ООО «НЭП», «Березки», «Горизонт».

 НАГРУЗКА, КАК У ХИРУРГОВ 

— Какие тенденции и особенности судопроизводства по арбитражным делам вы могли бы отметить? 

— Законодательство процессуальное отражает все изменения, которые происходят в обществе и мире. Одна из тенденций — это упрощенный порядок рассмотрения дел, по которому еще в 2010 году были приняты изменения. То есть когда дело рассматривается без вызова сторон: поступили доказательства, и суд принимает решение. Еще одна тенденция — введение приказного производства (о котором сейчас говорят очень активно), то есть принятие решения в упрощенном порядке, без изготовления его мотивировочной части, есть только резолютивная часть. Другое новшество — применение аналогии процессуального права. Если какой-то вопрос не урегулирован Арбитражным процессуальным кодексом, то мы по аналогии можем брать норму из Гражданского процессуального кодекса. Возможно, теперь по аналогии мы будем применять институт вынесения частных определений. Например, при выявлении случаев нарушения законности со стороны должностного лица мы можем указать на них руководителю органа власти и установить сроки для того, чтобы их исправили. 

— Сколько дел вы рассматриваете? 

— На президиуме суда (это совещательный орган) мы определили, что председатель рассматривает примерно 100 дел в год. У меня в прошлом году было 96 дел, а в этом, чувствую, будет больше. Нагрузка на судей увеличилась в связи с тем, что выросло количество гражданских споров. В 2014 году наш арбитражный суд рассмотрел свыше 11 тысяч дел и заявлений. Нагрузка составила 55 дел и заявлений на одного судью в месяц. В первом полугодии нынешнего года  эта цифра выросла до 59. Кстати, нагрузку на судью сравнивают с нагрузкой на хирурга. В штате же у нас 25 судей. Самому старшему 58 лет, самому молодому — 33 года. 

— Судьи получают высокую заработную плату — от 110 тысяч рублей. Были ли выявлены случаи коррупции в нашем арбитражном суде? 

— В разные периоды у судей были разные зарплаты, были и такие маленькие, ниже, чем у учителей. Но сейчас, считаю, у нас достойная заработная плата, даже с учетом экономической ситуации. Хотя наш аппарат, гражданские служащие, получает в разы меньше. И там есть текучка кадров. Что касается судьи, то это пожизненный статус, и, чтобы получить его, нужно пройти серьезный отбор. Практически все наши судьи прошли путь от специалиста до судьи и знают всю работу с низов. Случаев выявления коррупции не было.   В суде круглосуточно работает телефон доверия, но ни разу никто не сообщал о каких-либо коррупционных действиях судей и работников аппарата.    

76

млн руб. взыскано в 2014 году из бюджета по всем спорам (неоплаченные госконтракты, причиненные госорганами убытки, взыскание субсидий из бюджета)

— Какими качествами и навыками должен обладать судья арбитражного суда? 

— Он должен быть беспристрастным, несмотря ни на что — ни на статус стороны по делу, ни на ее убедительность. Далее идут компетентность и профессионализм. Судья, как и музыкант, на слух распознающий фальшивую ноту, каждый раз безошибочно должен определять значение того или иного факта в цепи причинно-следственных связей. У судьи должна присутствовать гибкость мышления. Ну и, конечно, независимость и справедливость. Митрополит московский Филарет говорил, что «несправедливый судья умножает зло и неустроенность». Смысл правосудия состоит в принятии решений, содержащих очевидную для всех справедливость. Бывает, что дело сложное, смотришь его долго, экспертизы проводишь, сроки установленные нарушаешь, выносишь сложное решение, и стороны не идут его обжаловать — соглашаются с таким решением, потому что оно справедливое.      

МИРЯТСЯ БЕЗ МЕДИАТОРОВ 

— А бывает ли в Арбитражном суде примирение сторон? 

— В первом полугодии 5,2 процента от всех разрешенных дел составили мировые соглашения. Кстати, у нас есть такое понятие, как медиация — есть медиаторы (посредники в урегулировании споров), и комната примирения, и  раздел на сайте, где мы говорим о том, что такое примирительные процедуры, и даже организовали запись на прием к медиаторам по вопросам разрешения конфликта. Но ни одного дела с участием медиаторов у нас не рассмотрено! Не доверяют люди друг другу. Мировое соглашение, утвержденное судом, дает им все-таки гарантии исполнения. 

— Действует ли в нашем судесистема электронного распределения дел? 

— Такая система введена у нас еще с 2007 года. Два раза в день специалист нажимает кнопку распределения. Программа учитывает отпуска у судей и их нагрузку. Но по итогам года практически у всех судей получается равная нагрузка.

 — К слову, у вас очень удобный сайт для пользователей? 

— У нас, как и во всех арбитражных судах, действует система подачи документов «Мой арбитр», то есть не нужно идти в суд или отправлять документы по почте, а можно подать их в электронном виде. Кроме того, если дело рассматривается в упрощенном производстве, все отсканированные материалы дела можно посмотреть на сайте, конечно в ограниченном доступе для участников спора. Банк решений арбитражных судов автоматически выкладывается в интернет. Вы можете сделать себе систему напоминаний, чтобы программа информировала о ходе рассмотрения такого-то дела. 

— Какие еще технические новинки появятся в работе судей в ближайшее время? 

— Сейчас рассматривается вопрос о наделении наших судей квалифицирующей электронной подписью. Тогда наши решения, удостоверенные электронной подписью, будут иметь силу исполнительного документа. И их можно направлять в службу судебных приставов в электронном варианте. Пока же мы выдаем исполнительные листы, которые печатаются на специальной бумаге с водяными знаками. Кроме того, сейчас работаем над введением штрихкода на каждом судебном акте, что позволит отслеживать их внутреннее местонахождение.

ДОСЬЕ АП 

Светлана Антонова

По гороскопу — Близнец, родилась в год Крысы.

Домашнее животное — попугай карелла Карла.

Прочитанная недавно книга — «Теория правосудия» Дмитрия Фурсова — судьи в отставке, и «Война и мир».

Увлечение — раньше был шопинг, сейчас рисование и изучение иностранных языков,  по первому образованию Светлана Антонова  учитель иностранных языков.

Спорт — велотренажер и уроки йоги, которые идут на одном из телевизионных каналов. 

Семья — сын, студент 4-го курса юридического факультета АмГУ.

Мечта — домик у моря, чтобы рядом были близкие и мир во всем мире.

Девиз по жизни — «Ни на кого не держать зла». 

Возрастная категория материалов: 18+