Распоряжение провести ревизию жилья, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, глава области дал в начале сентября после обращения к нему жительницы поселка Магдагачи. Девушка-сирота с грудным ребенком получила жилье два месяца назад. Стоимость квартиры составила 1,3 миллиона рублей. За такие деньги в поселке, где средняя цена квартир начинается от 800 тысяч, можно приобрести жилье с хорошим ремонтом, металло-пластиковыми окнами, рабочей системой отопления и удобствами. Однако приобретенная для сироты квартира оказалась в крайне неудовлетворительном состоянии. Итоги ревизии сиротского жилфонда были озвучены вчера, 28 сентября, на рабочем совещании в амурском правительстве. Его провела и. о. вице-губернатора Марина Дедюшко.

Зампред правительства Олег Гуменюк, курирующий социальны блок, доложил на совещании, что ситуация с квартирой сироты из Магдагачи урегулирована. Около десятка нарушений, обнаруженных в квартире, местный отдел образования устранил за счет муниципалитета. В двушке уже установлены новые окна, ванна, постелен линолеум, заменены межкомнатные двери, сантехника, проведены электромонтажные работы, в скором времени будет установлен шкаф-купе. По словам Олега Владимировича, по данному факту проверку проводит прокуратура и следственные органы. К 7 октября правоохранители дадут свое заключение.

1 291

сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, до сих пор не реализовали свое право на получение жилья. Судебные решения имеют 443 человека

Проведенная по поручению губернатора ревизия сиротского жилья выявила нарушения и в других районах. В поле зрения областных чиновников попали четыре муниципальных территории.

— В Белогорском районе в 2014 году было приобретено 9 квартир на сумму 11 миллионов рублей, в 2015-м — 4 квартиры на сумму 5 миллионов рублей, — рассказал Олег Гуменюк. — В одном из случаев администрация района в техзадании указывала приобретение жилья в новостройке не позднее 2013 года. Соответственно и цена на квадратный метр устанавливалась выше, чем на вторичном рынке: не 34 тысячи рублей, а 39 за квадратный метр. По факту же квартира была приобретена в доме 1976 года постройки. Общая сумма неэффективно потраченных бюджетных средств только в Белогорском районе составила 2 миллиона 145 тысяч рублей.

Муниципальные чиновники посчитали дом новостроем только потому, что в нем был проведен капитальный ремонт. За эту оплошность глава Белогорского района будет привлечен к административной ответственности, добавил Олег Гуменюк. Штрафами также поплатятся руководители Михайловского и Ивановского районов.

В частности, в Михайловском районе администрация позволяла себе вносить 100 % предоплаты за квартиры до момента получения прав на них. При этом для сироты из села Поярково районные власти приобрели жилье с износом 57 %. Тогда как по нормативу износ не должен превышать 40 %. «Тем самым приняли в собственность помещение с ухудшенными техническими характеристиками. К тому же не была проведена соответствующая экспертиза», — заметил зампред. Всего в районе было куплено 7 квартир на сумму около 5,5 миллиона рублей.

Глава Михайловского района Сергей Жуган объяснил, что одна из семи квартир была приобретена на земле. Именно по ней был высокий процент износа. Однако администрация при ее покупке исходила из пожеланий самого сироты. «Молодой человек отказывался переселяться в коммунальную квартиру и просил частный дом, при этом он настаивал именно на этой усадьбе. Дом на самом деле добротный, и не раз признавался образцовой усадьбой. Есть письменное заявление сироты о том, что претензий к переданному жилью он не имеет», — рассказал Сергей Жуган участникам совещания.

Еще один проштрафившийся район — Ивановский. Здесь проверка была проведена также по жалобе сироты. К этому времени в районе приобретено 10 квартир на сумму 14 миллионов рублей. При этом район принял в собственность квартиру в селе Черемхово, в техническом паспорте которой прописана лоджия и электроплита. По факту же в квартире лоджия и плита отсутствовали. Как и в случае с Магдагачи, по всем нарушениям параллельно проводят проверки прокуратура и следователи. Сводный отчет по проведенной ревизии жилья для сирот будет предоставлен губернатору Амурской области Александру Козлову к 12 октября.

Марину Дедюшко интересовал вопрос, как организована проверка квартир перед их приобретением. Оказалось, что жилье осматривается далеко не всегда и часто постфактум. «Проверить все купленные квартиры отделом, где работают 3 человека, нереально, — сказала замминистра соцзащиты Елена Кузьмина. — Визуально проверка жилья осуществляется только на тех территориях, где предусмотрены плановые выезды, но в остальных специалисты проверяют документацию и контракты. Одновременно мы просим от районов фотографии купленного жилья. Но местные власти хитрят и делают фото только позитивных моментов, избегая проблемных».

И. о. вице-губернатора Марина Дедюшко дала поручение подготовить алгоритм оперативного предварительного контроля за приобретаемым жильем.  

— Излишне говорить о приоритетности этого направления, — заявила Марина Владимировна. — Необходимо принять все меры для того, чтобы все приобретаемое для сирот жилье было людям в радость. Необходимо инспектировать это направление, выходить на получателя, а не на местные власти. Нынешняя система контроля за жильем для детей сирот не работает. Поэтому министерству соцзащиты поручено создать алгоритм оперативного предварительного контроля за приобретаемым жильем, причем как на уровне министерства, так и на уровне глав муниципальных образований. Этот алгоритм безоговорочно должен применяться на территориях.

В 2015 году на покупку квартир для детей сирот в Приамурье будет потрачено 235 миллионов рублей. Большая часть из этой суммы — 142 миллиона — средства федерального бюджета, остальные — деньги региона. В настоящий момент приобретено 187 квартир. До конца года необходимо освоить 67 миллионов рублей. Как отметил зампред правительства Олег Гуменюк, из запланированных на этот год 250-ти квартир властям удастся купить только около двухсот. По его мнению, причиной неувязки с планами стал рост стоимости квадратного метра в отдельных муниципальных образованиях. В частности, квадрат подорожал в Благовещенске и Свободном, а также в Благовещенском, Шимановском и Зейском районах.

Однако, по словам Елены Кузьминой, власти на местах и министерство просчитались при составлении бюджета на покупку квартир сиротам. Дело в том, что полномочия по приобретению жилья для этой категории было передано соцзащите только год назад. Не успели освоиться.

— Субвенции на 2015 год рассчитывались исходя из стоимости квадратных метров в городах и районах, а также из нормы в 18 квадратных метров для жилья сирот. Эта норма установлена в муниципальных правовых актах, — подчеркнула Елена Кузьмина. — Но мы все понимаем, что найти квартиру размером в 18 квадратов невозможно. Поэтому приобретались квартиры от 28 до 33 квадратных метров. Соответственно стоимость приобретаемых квартир возросла, и средств, которые были переведены в районы, хватило на меньшее количество квартир. В связи с этим целевые показатели не выполнились. Несоответствие мы заметили еще в середине апреля, но предпринимать что-то в рамках бюджетного процесса уже было невозможно. В 2016 году будет планироваться стоимость исходя из нормы в 33 квадратных метра согласно Жилищному кодексу. 

Возрастная категория материалов: 18+