Фото: Elizabeth Dalziel / APФото: Elizabeth Dalziel / AP

Марина из Белогорска

— Я на выходных туда решила съездить. Прихожу — комнатка маленькая, с одной стороны шубы какие-то висят, с другой баулы стоят. Он меня на табуретку посадил, спиртом лицо протер и незаметно так надрезал везде, я даже не почувствовала: и там, где скальп снимают, и на висках, и рядом с ушами. Быстренько подтянул все, зашил. Я не засекала, но, наверное, в полчаса мы уложились. У нас многие женщины ездят к нему. В основном довольны.

Этот рассказ не из жизни маньяков. Жительница амурского Белогорска Марина рассказывает о том, как ей делали пластическую операцию в Китае.

Подобный «косметологический туризм» для дальневосточных клиенток — дело обычное и даже поставленное на поток. До Китая рукой подать, а о дешевизне услуг «хирургов» известно многим. Речь не о хороших, имеющих все положенные лицензии клиниках — там цены как раз довольно высокие. Настолько, что сами китайцы предпочитают ездить на пластику в Корею. Речь о кустарных умельцах.

— Подобные операции в Китае действительно стоят дешево. Но последствия этой дешевизны приходится расхлебывать нам, — рассказывает кандидат медицинских наук, пластический хирург Института медицинской косметологии Инна Чикишева. — Мне хорошо известна эта практика: на российской стороне автобус собирает всех пациентов скопом, везет через границу, а там их, также ни о чем не спрашивая, никак не консультируя и не обследуя, оперируют. Здесь я хочу особо отметить, что пластика — такое же хирургическое вмешательство, как и любое другое. До ее проведения пациент должен проходить доскональное обследование, где выявляются противопоказания к операции, врач информирует его о возможных последствиях, в том числе и негативных. И нередко пациент после таких бесед взвешивает все «за» и «против» и отказывается от пластики вообще. А это — конвейер.

В лучшем случае, по рассказам бывших пациенток, китайские «частные клиники» представляют собой комнатушки с несколькими кушетками. Бывает, что «хирурги» работают и на кухнях в жилых домах. Как обрабатываются хирургические инструменты, какие используются лекарства, что вообще пациенткам колют под кожу (если речь об инъекциях) — неизвестно.

— Итог, с которым нам приходится затем иметь дело — непонятного происхождения бугры на лице, тяжелейшие инфекции, требующие длительного лечения, кровотечения, даже паралич, не говоря уже об эстетических дефектах, — перечисляет врач.

Лариса с осложнениями

У другой пострадавшей клиентки, Ларисы, в результате проведенной в «частной клинике» Китая операции развилась микобактериальная инфекция. Начало болезни напоминало простуду: высокая температура, ломота во всем теле. Через несколько дней стало понятно, что это не грипп — болело лицо. Лихорадка не проходила, а вскоре лицо отекло и покрылось многочисленными нарывами. После долгого лечения ее состояние удалось более-менее привести в норму. Но заболевание успело перейти в хроническую форму и время от времени напоминает о себе до сих пор.

После неудачной пластики с последствиями для здоровья у нас в стране — хоть в государственной клинике, хоть в частной — пострадавшей, скорее всего, удалось бы отсудить крупную компенсацию. Таких случаев немало. В легальном медицинском туре можно получить страховку и таким образом обезопасить себя. Но после операции в подсобке о возмещении любого ущерба можно и не думать.

Русские не любят страховку

— Клиент страховой компании, купивший полис ДМС для получения конкретной медуслуги в зарубежной клинике, в случае возникновения каких-либо осложнений, последствий для здоровья все отношения будет иметь со страховщиком, — рассказывает Наталия Шеходанова, заместитель генерального директора страхового общества «Надежда». — Страховщик обязан по договору ДМС урегулировать с клиентом все вопросы, в том числе оплатить ему финансовые компенсации при страховом случае. Далее все проблемы с клиниками страховщики берут на себя. В процессе лечения страховая компания также контролирует сервис, гарантированный полисом ДМС, проводит медицинскую экспертизу качества услуг.

При всем том, замечает Шеходанова, у нас в стране подобный подход — до сих пор большая редкость. Наши граждане предпочитают безо всяких полисов ездить на лечение сами, самостоятельно за него платить — в общем, всю ответственность берут на себя.

Нужно либо дешево, либо дорого  

Кстати, как рассказывает доктор Инна Чикишева, в «косметологические туры» люди отправляются не только ради того, чтоб поменьше заплатить. Иногда наоборот — они считают, что чем дороже, тем лучше.

— А это не всегда так, — говорит специалист. — Все пластические хирурги сейчас проходят в целом одинаковое обучение, посещают одни и те же научные и медицинские конгрессы, пользуются одинаковыми расходными материалами. При этом если у нас, например, пластика груди с установкой имплантатов обойдется в 140 тысяч рублей, то в Москве такую же операцию могут сделать и за миллион, притом что имплантаты такие же, мы у одних и тех поставщиков их закупаем. 

Возрастная категория материалов: 18+