Фото: Архив АПФото: Архив АП

Как действовать в подобной ситуации и как ее в принципе не допустить — об этом замначальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних амурской полиции Сергей Кравчук и старший помощник руководителя амурского следственного управления Алексей Лубинский рассказали журналисту АП. 

— Интернет нас пугает, что пропажи детей в России приобрели характер эпидемии. Действительно так все страшно?

Сергей Кравчук: — Сообщения о пропаже детей, действительно, поступают в дежурную часть каждый день. Все факты формируются в электронную базу, ежедневно доклад поступает в Министерство внутренних дел. По данным информационного центра МВД России по Амурской области, за 9 месяцев 2015 года числится 670 самовольных уходов несовершеннолетних, из них 400 — из семей, еще 270 — из госучреждений.

— Сколько из этих детей были благополучно найдены?

Сергей Кравчук: — На сегодняшний день за этот год в розыске без вести пропавших детей не числится. Все найдены.

Алексей Лубинский: — По 12 случаям в этом году мы возбуждали уголовные дела по статье «Убийство» — имелись основания предполагать, что в отношении этих детей совершены преступления. В 11 случаях версия не подтвердилась, и уголовные дела были прекращены. Дети были найдены. Только в одном случае в отношении ребенка было совершено преступление. Оно произошло в сентябре в Шимановске, когда подросток убил свою одноклассницу. Остальные находились у друзей, знакомых, где-то заигрались. Есть категория детей, так называемые бегунки, которые бегают по нескольку раз за год — от 2 до 20 раз бывает. И в органах внутренних дел, как правило, знают их местонахождение и быстро находят. Но даже такие ситуации мы держим на контроле, чтобы незамедлительно, если возникнут подозрения, возбудить уголовное дело.

— Возбуждение уголовного дела по статье «Убийство» в таких случаях больше формальная процедура?  

Алексей Лубинский: — Да. Ведь когда пропадает ребенок, важна не только каждая минута — каждая секунда. В рамках уголовного дела у нас есть больше полномочий, мы можем задействовать больше сил в поисках. Можем подключить какие-то сторонние организации — МЧС, воинские части, администрации, волонтеров — например, у нас налажен контакт с волонтерским движением «Лиза Алерт»

ПРАВИЛА ТРЕХ ДНЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ 

— По какой причине исчезают дети? Как вы уже сказали, преступления очень редко становятся этому виной…

6

детей на сегодняшний день числятся пропавшими без вести в Амурской области, начиная с 1994 года. Уголовные дела по этим фактам приостановлены, но разыскная работа продолжается

Алексей Лубинский: — Мы начали разговор с того, что в России много детей убегает из дома. На самом деле бегали и раньше, возможно, не в таких масштабах. К сожалению, взрослые заняты зарабатыванием денег. У нас сейчас культ материального благополучия. Дети предоставлены сами себе. Другой момент: современное общество сильно информатизировано. Раньше не было интернета. Сейчас информация распространяется мгновенно. Возможно, поэтому складывается впечатление, что дети стали пропадать чаще.

К тому же ребенок есть ребенок — он и не обязан думать, что ему где-то угрожает опасность. Он заигрался и не чувствует времени. У меня самого старшая дочь так пропадала. Она пошла на день рождения к подружке, там задержалась и не предупредила. Хотя у нее есть сотовый телефон, просто не позвонила, а на телефоне батарейка села.

Сергей Кравчук:  — Также еще почему стало больше выявляться фактов ухода несовершеннолетних. Раньше бытовало ошибочное мнение, что о пропаже ребенка нужно сообщать в правоохранительные органы только через три дня. То есть ребенок мог болтаться где-то три дня, потом вернуться домой. Потом, во время работы с таким ребенком, выяснялось, что он на протяжении года уходил и не ночевал дома неделями. Сейчас родители незамедлительно обращаются в органы.

Алексей Лубинский: — Правила трех дней не существует и не существовало! Если ребенок вовремя не вернулся домой, обзвоните знакомых, родственников, друзей, одноклассников ребенка, классного руководителя и обращайтесь в полицию, если его нигде нет. 

ПРОПАЛ РЕБЕНОК, А ФОТО НЕТ 

— Как организуются поиски детей после того, как в дежурную часть поступило сообщение о пропаже?

Сергей Кравчук: — Прежде всего дежурный узнает контактные данные несовершеннолетнего, особые приметы, ориентировки направляются нарядам полиции, находящимся на маршрутах патрулирования. Многие родители бывают настолько взволнованны, что не могут правильно назвать приметы несовершеннолетнего.

Алексей Лубинский: — Иногда бывает так, что выезжающий сотрудник просит у родителей фотографию ребенка, а ее просто нет. Бывает, родители не знают, в чем ребенок ходит, в какой куртке, каких брюках вышел из дома. Лучше родителей никто не знает своего ребенка. Когда поступает сообщение о пропаже, у нас белый лист —  от того, как мы его заполним со слов родителей, будет зависеть эффективность нашей работы.

— В течение какого времени в среднем находятся дети?

Алексей Лубинский: — Практически все находятся в течение суток.

Сергей Кравчук: — Обычно о пропаже заявляют в обеденное время — ребенок не пришел из школы или с тренировки, как правило, к вечеру его уже находят. Если у подростка есть синдром бродяжничества, то поиски занимают двое-трое суток.

Алексей Лубинский: — При этом такие дети могут быть с сотовыми телефонами, они могут выходить на связь. Они прекрасно понимают, что их ищут, но специально скрываются. Это такая модель поведения.

Информация о детях размещена на сайте амурского следственного управления на странице «Внимание: розыск!» в разделе «Пропавшие без вести».

—  В поисках детей вам помогают обычные люди, волонтеры?

Алексей Лубинский: — Волонтеры очень активные, большая благодарность им за это. Очень серьезно помогают. Они отрабатывают большой пласт, допустим, по прочесыванию местности или опросам населения.

Сергей Кравчук: — Для сотрудников полиции разработаны методические рекомендации, как связываться с волонтерскими организациями в случае регистрации факта ухода несовершеннолетнего.

Алексей Лубинский: — Волонтеры привлекаются именно для осмотра местности либо каких-то объектов, которые не представляют угрозы безопасности жизни и здоровью самим волонтерам. Им ни в коем случае нельзя лазать на высотные здания, в заброшенные помещения, колодцы и так далее. Более того, они должны действовать под руководством сотрудников внутренних дел. К сожалению, были случаи, когда наиболее рьяные граждане проявляли чрезмерную инициативу и пытались проникнуть в чужие жилые помещения, в дома и гаражи. Особенно часто такое случалось во время поисков Веры Захаровой. Волонтерам ни в коем случае самим нельзя преступать закон.

— Какую работу вы ведете с семьей пропавшего ребенка, пока идут поиски, и продолжается ли эта работа после того, как ребенок был благополучно найден?

Сергей Кравчук: — Все случаи индивидуальны. Если семья неблагополучна, она ставится  на профилактический учет в орган внутренних дел, с ней продолжают работу инспекторы ПДН, участковый и другие органы. Составляется акт жилищных условий, выясняются причины ухода. Эта информация анализируется. Выясняются причины ухода ребенка: желание погулять, психическое отклонение — синдром бродяжничества, двойка в школе, ссора с родителями или несчастная любовь.

Многие родители перегибают палку. У нас были факты, когда действительно из-за банальной двойки ребенок боялся идти домой. Например, в Свободненском районе был случай, когда ребенок бродил-бродил и заблудился. В итоге отморозил конечности вплоть до ампутации. Были факты суицида из-за боязни чрезмерного наказания родителей.

— Сотовый телефон у ребенка — это благо или, скорее, опасность? Нужен ли он ребенку?

 Алексей Лубинский: — Здесь все индивидуально. Обязательно надо объяснять ребенку, для чего ему телефон, для связи или для игр. Есть категория детей, которые не могут себе позволить дорогой гаджет, и у них может возникнуть зависть. Так же и у потенциального преступника. Часто бывает, ребенок идет по дороге, играется в телефоне, демонстративно держит в руках дорогостоящий смартфон. Это может спровоцировать потенциального преступника. Купите ребенку обыкновенный кнопочный телефон для связи. Контролируйте сами уровень заряда батареи.

Сергей Кравчук: — В наше время телефон нужен. Сотовый облегчает поиск пропавшего ребенка, по нему можно примерно определить, где он находится. 

Оформить подписку на «Амурскую правду» теперь можно и онлайн. Для этого нужно зайти на сайт  www.ampravda.ru в раздел «Подписка» и совершить всего 5 простых действий.  Подписавшись таким образом, вы также автоматически становитесь участником розыгрыша призов. 

9 ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ 

Волонтеры добровольного поискового отряда «Лиза Алерт», ставящего своей задачей поиск пропавших детей, сформулировали основные правила безопасности — следуя им, родители, бабушки и дедушки, учителя смогут научить детей остерегаться потенциально опасных ситуаций. 

— Одевайте ребенка в яркую одежду.

Помните, во что он одет и в каком настроении уходит из дома. Фотографируйте ребенка каждые 6 месяцев и всегда имейте при себе его последнее фото. 

—  Не устанавливайте компьютер в детской.

Контролируйте, сколько времени ребенок проводит у монитора и какие сайты посещает. 

— Отслеживайте сайты социальных сетей.

Объясните ребенку, что в интернете нельзя размещать личную информацию о себе и семье или публиковать непубличные фотографии — свои, членов семьи, друзей. 

— Прислушивайтесь и присматривайтесь.

Убедите ребенка делиться с вами любыми ситуациями, с которыми он сталкивается и которые его пугают, смущают или просто неприятны.  

— Пройдите с ребенком его маршруты.

Обращайте внимание на ориентиры и безопасные места, куда он может обратиться в случае, если ему нужна будет помощь. Если ребенок пользуется общественным транспортом, продумайте план альтернативных маршрутов на случай внезапных ситуаций. Например, если сломался автобус. 

— Знайте тех, кто общается с ребенком.

Познакомьтесь с друзьями дочери или сына, их родителями. Знайте руководителей кружков и секций, которые посещает ребенок. Запишите номера их телефонов. 

— Никаких «подвезти» или «посмотреть щенка».

Предупредите ребенка никогда не соглашаться ни на какие предложения от кого бы то ни было, не сообщив и не получив разрешения от вас. 

—  Научите говорить «нет» на все, что его пугает или смущает. 

— Помните правило трех К!

 

Каждый раз, провожая ребенка, вы должны знать: КУДА он идет, КТО его сопровождает или с кем он должен встретиться и КОГДА он должен вернуться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Четырехлетнего Алешу могли спасти, но опоздали: в Приамурье создадут общественное движение по розыску пропавших детей

Почему гаджеты перекрывают дорогу в военкомат: кого сегодня считают годным к службе в армии

Директор телеканала из Нижнего Новгорода  Александр Кольчурин: «Кризис усадил людей за сериалы»

Возрастная категория материалов: 18+