• Алексей Барабаш в роли Валерия Ободзинского. Фото: 1tv.ru
  • Фото: ruskino.ru
  • Евгения Брик в роли Нели - супруги Валерия Ободзинского. Фото: mediazavod.ru
  • Певец Валерий Ободзинский / Алексей Барабаш - актер, сыгравший роль В. Ободзинского. radioshanson.fm

«Едва Ободзинский начинал петь, как поклонницы нередко теряли сознание», «Он всегда стремился к одиночеству, но при этом не мог находиться один» — эти и другие лишенные смысла, зато наполненные пафосом предложения публика может прочитать в анонсе сериала на сайте Первого канала. Причастные к его созданию вообще говорят много громких и пустых фраз. Феномен «советского Пресли» до этого момента был изучен только документалистами, но авторы телешоу заведомо не стремились переносить на экран скучные детали. Несмотря на то что консультантами фильма выступили дочери и гражданская жена исполнителя — последняя, в частности, много лет собирала о нем архив — главной задачей съемочной группы было до предела романтизировать юность певца, обозначив беспрецедентный взлет, и до предела же трагичным сделать падение. На все остальное особого внимания никто не обращал: ужасающий кастинг, нелепые диалоги, ненужные персонажи, пачками проваливающиеся в небытие. 

Конфликт создатели сериала большими буквами описывают в первой же сцене: перед тем как продемонстрировать аудитории развеселую юность дарования, его показывают взрослым во время героического отказа исполнять известную композицию «И вновь продолжается бой». Посвятив свой творческий путь песням о любви, Ободзинский понимает, что молодой Ленин и юный Октябрь не вписываются в создававшуюся десятилетиями концепцию, и объявляет об уходе со сцены. Засевшие в зале партаппаратчики, на которых магический голос певца не оказывает никакого влияния (и сознания они при первых звуках не теряют), недовольны: план скомпрометировать исполнителя в глазах поклонников провалился, и они решают закрыть ему дорогу на эстраду. С которой герой только что сам добровольно ушел, но не удержался и спел по заявкам слушателей вынесенную в название сериала песню. Сразу становится ясно: главный враг таланта — государственная система, а если уж в ней окопался старый враг, затаивший злобу, то добра вовсе не жди. Один в поле, конечно, не воин, но за оставшиеся серии он явно потреплет нервы советской власти.

Но это все в будущем, а пока веселый вихрастый паренек Валерка занимается в послевоенной Одессе тем, что при вполне благополучно живущей семье и папе-милиционере отвлекает песнями туристов, которых его верные друзья оставляют без кошельков. Папаша на мотоцикле дежурит поблизости: неизмеримая земными эталонами любовь к сыну постоянно толкает его на должностные преступления, и шайка остается безнаказанной. Тем не менее Валерка хочет стать настоящим певцом, а истинная мечта, как всем известно из социальных сетей, не знает преград. Те небольшие препятствия, которые возникают на пути героя, он преодолевает с помощью все того же папы, мошенничества, вранья и, конечно, потрясающего голоса. И вот уже приблатненный мальчуган становится солистом больших и малых ансамблей, увозит с собой возлюбленную и покоряет сердца жителей провинций РСФСР. Но жить и работать Валерка хочет в столице — и чтобы показать, что путь в Москву у него занял больше времени, чем у Михайло Ломоносова, создатели фильма меняют исполнителя главной роли уже во второй серии. Повзрослел, мол. И возлюбленная — тоже.

Все эти совершенно бездарные склейки в духе сериала «Обнимая небо» уже не удивляют зрителя: от предыдущего Валерки приходится отвыкать, к новому — привыкать. По ходу дела уходят, не попрощавшись, персонажи, которые не очень-то были и нужны. Про семью героя сценарист забыл, от семьи его возлюбленной избавился, людям, с которыми артист проработал добрый десяток лет, он прямо перед концертом звонит и радостно сообщает, что его взяли в оркестр Лундстрема, дальше живите сами. Свинство и наглость аудитории следует расценивать как то самое второе счастье: обманул, нахамил, спел — и вот еще на шаг ближе оказался к всесоюзному успеху. Отсутствие минимального музыкального образования призвано усилить контраст: мы академиев не кончали, но вас, умников, без работы оставит обычный одесский пацан. Режиссер не показывает главного — изнурительного труда, который сопровождал путь к славе настоящего Ободзинского. Вместо этого мы наблюдаем открытые пинками двери и руководителей разного уровня, которые разве что в обморок не падают от чудесного голоса. 

При этом постановщик Сергей Комаров, подаривший несчастному зрителю фильм «Невидимки», нисколько не беспокоится о том, как выглядят в кадре его актеры. Съемки заняли три месяца (включая выезды в Крым, который стал и Одессой, и Болгарией), а потому удачными явно признавались все дубли, в которых никто не кашляет и не забывает слов. В некоторых моментах сериал выглядит как школьный театр: надежды на то, что с «повзрослевшими» персонажами фильм заживет новой, более профессиональной жизнью рушатся мгновенно. А ведь главное поле для истерик и переигрываний впереди. Как известно, Ободзинский к концу 80-х покинул сцену и в какой-то момент обнаружил себя в должности сторожа на фабрике по производству галстуков. Этому предшествовали и «левые» доходы, и заявления о смене гражданства — все то, что в те времена гораздо более гарантированно ставило крест на карьере популярного артиста, чем сегодня. Отразится ли все это в сценарии — будет видно, но продолжать просмотр, честно говоря, совершенно не хочется: даже в сказках качество играет не самую последнюю роль.

Возрастная категория материалов: 18+