• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

Уникальный комплекс 

Котельный комплекс Тынды был возведен железнодорожниками в 1976 году, во время строительства Байкало-Амурской магистрали. «Фабрика тепла» была создана для обеспечения собственных и муниципальных предприятий, а также населения города тепловой энергией и горячим водоснабжением. Основная мощность котельной представлена тремя котлами КВТК-100. В Тынде созданы более 40 тепловых пункта, которые участвуют в процессе обеспечения потребителей тепловой энергией и горячей водой. 

В 2003 году, когда была создана компания «Российские железные дороги», котельный комплекс столицы БАМа вошел в уставной капитал монополиста. Однако акционерное общество, для которого такой вид деятельности оказался непрофильным, не может оказывать услуги населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон о местном самоуправлении содержит норму, при которой такие полномочия закрепляются за органами власти. 

Министр жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Сергей Гордеев с 2004 по 2008 годы работал на дистанции тепловых сетей. Здесь он прошел путь от главного инженера до начальника всей «фабрики тепла». Комплекс в Тынде министр ЖКХ считает уникальным. 

— На дистации работает высокопрофессиональный коллектив, — говорит Сергей Николаевич. — За почти 30-летнюю историю котельной на ней не допущено никаких чрезвычайных ситуаций. В условиях низких температур, а в Тынде столбик термометра может опускаться до -45 градусов, оборудование дистанции работает как часы. Несмотря на его продолжительную эксплуатацию, здесь заботятся о сохранении каждого механизма.

Отсутствие финансирования как камень преткновения 

Последние 10 лет железнодорожники предлагают властям Тынды забрать главную котельную в муниципальную собственность. Для этого необходимо было соответствующее решение местных депутатов. Все это время инициатива не находит поддержки народных избранников. По словам председателя Тындинской городской думы Ирины Монаховой, ее коллег всегда пугала дальнейшая судьба «фабрики тепла».

— Депутаты задают одни и те же вопросы: «Кто будет финансировать модернизацию котельного комплекса? Что будет с коллективом предприятия? Какой будет в дальнейшем тариф для населения?» — комментирует ситуацию Ирина Николаевна. — На некоторые темы мы не получали ясных ответов, все это время сохранялся большой риск, что все проблемы по котельной лягут тяжелым бременем на и без того скудный местный бюджет.

Сегодня на котельной работают больше 600 человек. Все они являются железнодорожниками: на них распространяются льготы ОАО «РЖД». Между тем «фабрика тепла» — это сложный механизм с множеством важных объектов и оборудования. Мэр Тынды Евгений Черенков уверен: никто не допустит, чтобы люди остались без работы, а стратегический для столицы БАМа комплекс — без высокопрофессиональных кадров. Котельная давно требует капитального ремонта. Для этого необходимы сотни миллионов рублей, общая сумма модернизации объекта сопоставима с половиной бюджета Тынды. Очевидно, что городу такую модернизацию в одиночку не потянуть.

Тынде поможет РЖД и фонд ЖКХ

В конце 2015 года в правительстве РФ было подписано постановление, которое закрепило правила выделения финансовой помощи через фонд содействия реформировнию ЖКХ. Этот документ позволяет тындинцам рассчитывать на федеральную помощь в вопросе модернизации котельной.

— В этом году мы будем рассматривать проекты по модернизации комммунального хозяйства малых городов, — говорит Олег Радченко, директор экспертно-аналитического департамента фонда содействия реформированию ЖКХ.  — Чтобы получить средства федерального бюджета, необходимо выполнить множество условий, но главное — объект должен находиться либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Других вариантов нет. Фонд может выделить до 60 % от общей стоимости проекта, остальные 40 % должны взять на себя региональный и местный бюджеты, а также инвестор.

Проект по модернизации главной котельной Тынды уже подготовлен. Сейчас он проходит государственную экспертизу. На помощь муниципалитету готово прийти ОАО «РЖД». По словам начальника Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению Михаила Мизенина, железнодорожники собираются вложить в объект более 100 миллионов рублей. За последние четыре года ОАО «РЖД» уже потратило на обновление дистанции более 280 миллионов рублей. Сейчас компания приступила к строительству нового золошлакоотвала и повышенной эстакады для разгрузки топлива. Это позволит обеспечить разгрузку угля из любого вида подвижного состава. Сейчас уголь в столицу БАМа возят вагонами-самосвалами, а в перспективе «фабрика тепла» сможет принимать и полувагоны. Кроме того, железнодорожники планируют заняться обновлением котловых агрегатов КВТК-100, насосного оборудования и автоматизацией центральных тепловых пунктов.

Завтра может быть уже поздно

На февральском заседании местные депутаты должны определить судьбу котельной. Если инициативу народные избранники не поддержат, город может остаться без федерального финансирования. Средства фонда содействия реформированию ЖКХ ограничены, заявок из других регионов поступило много. Представитель организации заявил, что тянуть с вопросом передачи дистанции в муниципальную собственность уже нельзя. Будет ли действовать программа по модернизации коммунальной инфраструктуры малых городов в следующем году, пока не известно. 

В ОАО «РЖД» не скрывают, что если депутаты не примут самостоятельного решения, то железнодорожники вынуждены будут сами отдать этот важный объект. Сегодня законодательство предусматривает такой вариант решения проблемы. В этом случае будет упущено время и возможность получить федеральное финансирование. В свое время компания передала муниципалитетам подобные объекты в Северобайкальске и Лиски, которые находятся на Восточно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорогах. 

— Нас очень часто спрашивают о тарифной политике при передачи котельной в муниципальную собственность, — говорит министр ЖКХ области Сергей Гордеев. — Смею заверить, тариф на 2016 год в случае передачи остается неизменным. Плата будет повышаться в последующие годы в пределах той нормы, которая установлена управлением государственного регулирования цен и тариф области. Революции в тарифной политике Тынды не будет.

Кто придет на смену железнодорожникам?

Сегодня в Тынде обсуждают возможные варианты событий с передачей котельной, однако, кто сможет заменить железнодорожников на таком сложном объекте пока неизвестно. Если депутаты примут решение, то власти объявят конкурс по отбору компании, которая в дальнейшем сможет эксплуатировать объект. С организацией администрация столицы БАМа заключит концессионное соглашение, которое будет действовать 10 лет. При этом вариант прихода в эту отрасль фирмы-однодневки отсутствует. По условиям конкурса компания должна будет вложить до 100 миллионов собственных средств на модернизацию котельной. Есть и другие условия такого частно-государственного партнерства. По словам мэры Тынды Евгения Черенкова, одно из главных требований к будущему концессионеру заключается в сохранении коллектива. Власти не скрывают, что потенциальные участники конкурса уже есть. 

Проект модернизации главной котельной Тынды рассчитан на два года. Цена вопроса — более 500 миллионов рублей. Главное новшество — постепенный переход «фабрики тепла» на потребление газа. В региональном министерстве ЖКХ говорят, что такой вариант возможен с 2021 года, когда труба с голубым топливом пройдет по Приамурью. Котельная столицы БАМа предусмотрена в планах газификации нашей области. 

Возрастная категория материалов: 18+