Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

— Олег Мирославович, название вашей выставки «Переступить черту». Что для вас оно обозначает?

— В человеческом сознании уже давным-давно заложены правила и нормы, которые определяют человека как существо разумное, которое способно мыслить, думать, давать оценку своим поступкам и определять для себя, что правильно, а что нет. Таким образом, человек, допускающий безрассудные поступки, переступает черту. Переступить черту — это позволить себе выйти за грани человека разумного, возглавить отряд ублюдков, которые готовы уничтожать людей, невзирая на то, что сами причисляют себя к людям высшей расы. Они бросали в печи и сжигали тела детей, подростков и в то же время пытались обучить чему‑то свое подрастающее поколение. С их благословения появился Бабий Яр, гетто, концентрационные лагеря. Они переступили черту, отсюда и появилось название.

— Что сподвигло вас провести эту выставку?

— Желание обратить внимание молодежи на те бесчинства, которые позволили себе нацисты в годы Второй мировой войны. Показать то, от чего они сегодня защищены. Мало кто из ныне живущих может повлиять на глобальные политические процессы. Но помня, к чему приводит нацизм, экстремизм, фашизм, можно не допустить развитие и доминирование этих идей в своей стране.

Жертвы, понесенные в годы Второй мировой войны в лагерях смерти, потрясают своей масштабностью и количеством. 14 тысяч концентрационных лагерей и их филиалов, 18 миллионов узников, из которых 11 миллионов погибли, и каждый пятый — ребенок.

— В 2009 году вы посетили один из лагерей смерти. Расскажите о своих впечатлениях.

— Когда пересекаешь ворота концентрационного лагеря Бухенвальд, на которых написана всем известная фраза Jedem das Seine («Каждому свое»), твои тело, душа, сознание попадают на территорию ада. Несмотря на то что теперь эта территория пуста, бараки снесены. Сама атмосфера не дает покоя и не освобождает сознание от того, что там происходило. Боль, ужас, страх пропитали эту землю. Эта площадь — шрам от страшного ожога на теле Германии, от которого они долго не избавятся. Они хотят что‑то исправить, но пока существует человеческая память, это будет напоминанием о преступлениях нацистов.

— Как вы думаете, те события могут стать уроком для всего человечества?

— Для могучих держав, которые привыкли править миром и безнаказанно бомбить государства, не имеющие возможности противостоять агрессии, это не будет уроком. Потому что сегодня мы повсеместно наблюдаем теракты, бомбардировки и уничтожение тысяч жизней. О том, что Вторая мировая война и смерть людей как‑то повлияли на сознание нынешних руководителей, в полном объеме говорить нельзя. Одни помнят и дают оценку своим действиям, другие думают иными категориями.

— На одной из фоторабот изображен Иисус Христос. Он изображен в венце из колючей проволоки…

— В этой галерее он появился неслучайно. Люди традиционно вспоминают Бога только тогда, когда у них случается беда либо когда им что‑то нужно. Здесь Иисус Христос — вместе с людьми в заточении. Он пленник этих конц­лагерей. И люди ни на секунду не забывали о нем. В то же время нацисты, которые создавали эти лагеря и миллионами уничтожали людей, были христиане — в доме у них тоже висело распятие, они ходили в церковь. Я думаю, что это одна из самых больших загадок времен Второй мировой войны: палачи молились Христу и их жертвы, которых готовили к расстрелу, молились тому же Богу. Колючая проволока — это символика имеет прямое отношение к концентрационным лагерям. В религии терновый венец был из растения с шипами, а в XX веке это растение нацисты изменили на колючую проволоку.

Когда пересекаешь ворота лагеря Бухенвальд, твои тело, душа, сознание попадают на территорию ада.

«Инсталляция поможет сформировать правильный антураж»

На предложение помочь в создании выставки-инсталляции сразу откликнулся известный благовещенский дизайнер Сергей Труш. «Знаю творческий подход Олега, поэтому мне всегда интересны проекты с его участием, — объяснил Сергей. — В этот раз мы готовили инсталляцию, которая сформировала бы необходимый антураж для правильного восприятия выставки. Допустим, вы молоды и лишь обобщенно знаете о всеобщем осуждении войны, убийств, смотрите на подобного рода фотографии и понимаете, что это плохо. Но наступает момент, когда вы становитесь родителем и многие вещи начинаете видеть иначе. Однажды мне на глаза попалась фотография времен Второй мировой войны, где был изображен расстрел матери с ребенком в Бабьем Яре. Я спроецировал это на свою семью — и моментально к горлу подступил комок. Сейчас уже самому хочется донести до широкой аудитории ужас того времени, «встряхнуть», сделать так, чтобы люди подумали, включили голову, посмотрели на то, что происходит сегодня в мире».

Возрастная категория материалов: 18+