Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

МЕНЯЕМ СТАРЫЕ ДОМА НА НОВЫЕ

— Олег Гатауллович, с учетом того, что в стране сейчас экономический кризис, есть ли вообще надежда на продолжение строительства?

— Программа по переселению из ветхого и аварийного жилья в Амурской области стала активно реализовываться после 2010 года. Наша компания начала принимать в ней участие в 2011‑м, сейчас работаем в Белогорске. Так что говорить об остановке реализации федеральной программы нельзя. В Приамурье за последние пять лет было построено немало. Кстати, большую роль в этом сыграл нынешний губернатор Александр Козлов. Он тогда занимал должность министра ЖКХ Приамурья. Работал с федеральными структурами, выбивал средства для нашей области. Программа реализуется по принципу софинансирования — большую часть средств, 70 процентов, выделяет федеральный бюджет, остальное — региональные деньги.

60

тысяч амурчан проживает в ветхом и аварийном жилищном фонде области, его площадь выше среднероссийского уровня в 2,8 раза

Задержка с реализацией сегодня происходит из‑за сокращения доходной части казны Амурской области. Но деньги на эту программу все равно будут выделяться. Во-первых, потому что работа по переселению из ветхого жилья находится под пристальным вниманием президента Владимира Путина. Во-вторых, социальная значимость этой программы очень высока. Количество «обвального» фонда в Приамурье, да и во всей стране, достаточно велико. А что такое аварийное состояние дома? Это когда люди живут в квартирах, где им потолок может на голову упасть. Если люди мерзнут в собственном доме — это ненормально. Поэтому программа реализовываться будет однозначно, может быть, временно в меньших объемах.

— Не секрет, что иногда люди недовольны фактом переселения: их не устраивает местоположение новостройки. Почему нельзя построить дом на месте старого?

— Конечно, по‑человечески этих людей можно понять. Например, в Благовещенске новые дома возводили в 800‑м квартале, это удаленный от центра район. И я знаю примеры, когда люди отказывались переезжать, администрации приходилось заселять данную категорию через суд. Но построить новый дом на месте старого чаще всего не получается из‑за изменений, внесенных в правила землепользования и застройки, градостроительных норм с момента возведения аварийного барака. Границы этого участка могут накладываться на территорию санитарной зоны и так далее. Зачастую новый дом по площади получается больше, чем аварийный барак. В старых же обычно маленькие квартиры, в однокомнатной может быть прописано 6—7 человек.

Упрощенная процедура приемки малоэтажных домов делает их предпочтительными для строителей.

КИРПИЧ ПРОТИВ ЛСТК

— Традиционно в области предпочитают строить дома из кирпича. При этом в Белогорске, например, для переселенцев возводят жилье по системе ЛСТК — из легких тонкостенных конструкций. И люди сомневаются в качестве и долговечности такой застройки.

— Если честно, у меня самого эта технология вызывала удивление, пока не ознакомился с проектом. Принцип возведения такой: металл обшивается с двух сторон специальным материалом, снаружи облицовочный кирпич, внутри — утеплитель. Дома по такому принципу успешно строят по всей России. И не забывайте: застройщик сам не решает, из какого материала возводить дом. Он участвует в конкурсных процедурах, в которых указываются все условия строительства, в том числе и материалы для возведения, согласно проектно-сметной документации. Например, стоимость квадратного метра в Белогорске ограничена 34,6 тысячи рублей. В эту сумму входят покупка земли и проведение коммуникаций, кирпичное строительство сложно просчитать в данный ценовой категории.

Стоимость квадрата для переселенцев из ветхого жилья варьируется в разных городах Приамурья от 34,6 до 43 тысяч рублей.

— Но в Благовещенске дома по этой же программе возводятся из кирпича.

— Я думаю, что только потому, что выполнить работы взялся «Амурстрой». У этой компании есть свой кирпичный завод, что удешевляет себестоимость стройки. И то, насколько мне известно, компания едва уложилась в бюджет. Нам тоже предлагали взяться за этот проект, но подсчеты показали, что предприятие останется в минусе.

Кстати, при возведении жилья в Благовещенске создание коммунальной инфраструктуры частично осуществлялось за счет городского бюджета — это тоже удешевило застройку. У Белогорска, например, таких средств не было. Поэтому, может быть, там дома строят из ЛСТК, а в столице области — из кирпича.

— Но ведь можно было сэкономить на коммуникациях, если проводить их не к нескольким трехэтажным домам, а к одному многоэтажному. Почему программа позволяет строить только трехэтажки?

— Мы тоже задавались этим вопросом. Я думаю, причина — упрощенная процедура приемки малоэтажных домов. Это не значит, что здание не проверяют при сдаче, просто меньше процедур, а значит — дом быстрее введут в эксплуатацию. Но при этом многоэтажная застройка позволяет сэкономить не только на подведении коммуникаций, но и на благоустройстве территории. Шесть детских площадок делать или одну? Плюс асфальтирование и другие расходы. А ведь все это ложится в себестоимость квадратного метра. Многоэтажная застройка позволила бы удешевить строительство на 15—20 процентов. Я знаю, что в правительстве области активно работают по этим вопросам.

Возрастная категория материалов: 18+