— Моя встреча с вами — организаторами форума — была обозначена как творческая встреча, — начала диалог Мария Захарова. — В этой связи я позволила себе прийти к вам в таком наряде. Думаю, вы оцените!

И аудитория оценила этот посыл, в зале сразу же возникла очень теплая обстановка. Мария сразу же захватила зал, поймала настроение аудитории.

Мария выросла в семье дипломата. Почти все ее детство прошло в Пекине. Мама старалась привить девочке любовь к искусству, уважение к культуре наших соседей из Поднебесной. Мама занималась изучением искусства, публиковалась в журналах. Поэтому Мария всегда мечтала быть дипломатом, как папа, и журналистом, как известный журналист-международник, автор книг о Китае Владимир Куликов. Свою мечту она осуществила благодаря факультету международной журналистики МГИМО.

— Свой путь в профессии я начала со скромной должности в МИДе, — говорит Мария Захарова. — Я выпускала дипломатический вестник, чуть позже работала в Нью-Йорке пресс-секретарем постоянного представительства РФ при ООН.

В нашей стране благодаря СМИ имя Савченко знают все. А вот имена журналистов, погибших на востоке Украины — Игоря Корнелюка и Антона Волошина, — вспомнить может далеко не каждый.  

Первая в истории российского МИДа женщина — руководитель департамента информации и печати Мария Захарова — в свойственной ей манере открыто, прямо и честно отвечала на вопросы. Тем для обсуждения, споров и размышлений было немало, они касались совершенно различных областей нашей жизни:  культуры, политики, общечеловеческих тем. Вопрос о возможном обмене украинской наводчицы Надежды Савченко на кого-то из россиян вызвал у дипломата бурю эмоций:

— В нашей стране благодаря СМИ имя Савченко знают все, — заявила Мария Захарова. — А вот имена российских журналистов, погибших на востоке Украины, Игоря Корнелюка и Антона Волошина вспомнить может далеко не каждый.  

На встрече журналисты не могли обойти вниманием вопросы, которые вызывают у нас боль, скорбь, тревогу, раздражение и гордость, — украинский кризис, воссоединение с Крымом, война в Сирии, конфликт в Нагорном Карабахе, санкции и отношения с США. Так уж получилось, что вопросы дипломатии сегодня вошли в каждую квартиру. Мы живо с коллегами или домочадцами обсуждаем последние новости, с экранов телевизоров не сходит официальный представитель МИДа Мария Захарова.

«Я точно не поеду отдыхать в Турцию! Я через свое сердце пропустила трагедию в небе над Сирией с нашими летчиками».

Журналистов из регионов интересовала дальнейшая судьба нашего отдыха в Турции. Захарова заявила: «Я точно не поеду отдыхать в Турцию! И не потому что у нас, дипломатических работников, есть какие-то инструкции или запреты. Я через свое сердце пропустила трагедию в небе над Сирией с нашими летчиками. Убили наших соотечественников, у которых были родные и близкие. Цинично. Хладнокровно. Спланированно. Никаких извинений от турецкой стороны так и не последовало».

Возвращаясь к теме сирийского кризиса, спикер добавила, что ее берет гордость за профессионализм,  ответственность и оперативность сотрудников Министерства обороны РФ в урегулировании ситуации в Сирии. Она еще раз озвучила позицию МИДа, что у международного терроризма нет национальности. При этом добавила, что из-за разногласий с Западом была упущена главная драгоценность — время. При этом бесконечный поток беженцев в Европу она уже не считает только проблемой миграции: «Если хотите, эти вызовы уже пора называть серьезным тектоническим сдвигом».

Еще долго журналисты не могли отпустить Марию Захарову. Она раздавала автографы, писала пожелания жителям Костромы, Королева, Пензы, охотно фотографировалась и просила для связи передать телефоны тех, вопросы которых требуют ее личного участия. Мужчины аплодировали ей стоя. Нам она пожелала быть объективными, горячими и эмоциональными.

В Париж с рюкзаком плавленых сырков

Не только серьезным темам было место на встрече с Марией Захаровой. Она рассказала одну из семейных историй. В 90-е годы прошлого века, когда месяцами не платили и без того очень маленькую зарплату дипломатам и сотрудникам музея, мама решила показать дочке Париж. Она была убеждена, что ребенок, прочитавший много произведений, сюжетные линии которые теряются во французских улочках и замках, должен увидеть собор Парижской Богоматери, Лувр, Эйфелеву башню, Монмартр. «У нас не было больших денег, поэтому в дорогу мы купили рюкзак плавленых сырков и хлеба, — вспоминает Мария Захарова. — Мы ехали в Париж не за шопингом, а прикоснуться к сокровищнице мировой культуры. Я благодарна маме, что, несмотря на финансовую скромность нашей семьи, она прививала во мне тягу к искусству, к прекрасному».

Возрастная категория материалов: 18+