Экскурсия для министра Дмитрия Ливанова

Глава Министерства образования России побывал в БГПУ и АмГУ. Фоторепортаж

Чем лобстер отличается от рака, как амурчанин солил капусту с помощью древней скульптуры и где готовят лучших хакеров — амурские вузы рассказали министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову. В преддверии первого пуска с космодрома Восточного он приехал в Приамурье и побывал с экскурсиями в Благовещенском педагогическом и Амурском государственном университетах. Вузы показали высокому гостю все, чем гордятся — музеи, библиотеку и лаборатории.

БГПУ удивил древней головой

В БГПУ высокого гостя сразу же повели в читальный зал, который стал своего рода достопримечательностью не только вуза, но и города. Некогда библиотека университета являлась единственной научной в Амурской области. Основанная в 1930-м году, она собрала в своих фондах уникальные книги. Несколько из них являются книжными памятниками России.

— У нас есть небольшая просьба, — обратилась к министру директор библиотеки Наталья Золотарева. — Как бы нам найти программы по реставрации нескольких изданий? Например, у нас есть Библия 1802 года, у нее потрепан переплет.  

— Это ведь будут делать профессионалы, вы же не сами ее будете реставрировать? — уточнил министр и, получив утвердительный ответ, добавил:  — Найдите, кто сможет сделать реставрацию, а мы дадим деньги.

Следующим пунктом посещения вуза стал лицей, где обучается 101 школьник с 8 по 11 классы. Министр заинтересовался, проходят ли в лицее практику будущие учителя.

— В этом году мы в первый раз отправляли сюда студентов факультета иностранных языков. Здесь обязательно изучение одного иностранного языка и второго дополнительного, поэтому студенты здесь проходят практику, — рассказала ректор Вера Щекина.

— Лицей у вас должен быть основной базой для практики студентов, — отметил Дмитрий Ливанов.

Ждавшие министра лицеисты не отпустили высокого гостя без фото вместе на память.

После лицея министра пригласили зайти в литературно-краеведческий музей. Здесь Ливанова встретил известный в России исследователь творчества Солженицына профессор, заведующий кафедрой литературы Александр Урманов. Он рассказал о том, как с 2007 года создавался музей, и с какими трудностями при этом пришлось столкнуться.

— Когда мы коснулись проблемы восстановить историю культуры, литературы, периодики Приамурья конца XIX – начала ХХ веков, оказалось, что в годы гражданской войны все было уничтожено. Пришлось обращаться в архивы, музеи, библиотеки страны, даже за рубежом искали материалы. Результатом работы, которая велась много лет, стала «Энциклопедия литературной жизни Приамурья от истоков до современности», — показал министру увесистый труд Александр Васильевич.

Гостю также показали книгу избранных трудов Анатолия Лосева, который в середине прошлого века заложил основы литературного краеведения в Приамурье, и литературный альманах «Амур», в котором печатаются амурские авторы.

В Институте Конфуция Ливанова встретил директор Николай Кухаренко и китайские студенты. Учебно-научный центр был создан девять лет назад по инициативе Китая и при участии БГПУ. Здесь российских студентов и слушателей обучают китайскому языку, знакомят с культурой Поднебесной, а ребят из КНР — обучают русскому. После краткого знакомства директор института сразу перешел к делу.

— Хотелось, чтобы наши начинания по продвижению русского языка в Китае были поддержаны через госсотрудничество так же, как Китай продвигает свой язык здесь, — обратился к министру Николай Кухаренко.

— Мы же так и делаем, есть фонд «Русский мир»… — начал министр.

— Это несопоставимо, — возразил Николай Владимирович. — У нас много идей. Мы проводим конкурсы русского языка, придумали по аналогии с «Тотальным диктантом» по русскому языку запустить диктант по китайскому. Надо готовить молодежь, в конце концов, скоро будет ЕГЭ по китайскому языку.

В археологическом музее, расположенном по соседству, Дмитрия Ливанова познакомили с экспонатами, добытыми студентами во время археологических практик. Археология в вузе развивается уже более 50 лет, из стен вуза вышли известные на всю страну ученые, один из которых — академик РАН Анатолий Деревянко. Этот факт удивил министра.  

— Здесь нет муляжей, за исключением списка наскальной живописи, просто потому что не было возможности сюда перенести кусок скалы, а остальное все настоящее, — провел экскурсию для министра завкафедрой истории России Олег Шеломихин.

Возле стенда с погребальной стелой народа мохэ, который в раннем средневековье заселял левый берег Амура, министр Ливанов задержался подольше.  

— Это произведение искусства, она выбита прямо из цельного куска береговой гальки каменным зубилом. Обнаружена была забавно, — рассказал о стеле Олег Анатольевич. — Местный крестьянин в зоне отчуждения, за пограничной проволокой, решил припахать дополнительно курган. Вспахал и выдернул часть могил. Мы провели спасательные раскопки, взяли датировки, радиоуглеродный метод показал дату 950 год, плюс-минус 20 лет — вторая половина XX века, то есть времена крещения Руси.

В вузе рассказывают, что эту скульптуру амурчанин прятал у себя несколько лет и даже приспособил в быту — как гнет для квашеной капусты.

По пути на естественно-географический факультет делегация заглянула в класс, где шло занятие со школьниками по робототехнике.

— Они на радиоуправлении? — заинтересовался Ливанов двумя борющимися друг с другом роботами.

— Нет, — оживились семиклассники. — Основная идея в том, что они должны автономно работать и выталкивать друг друга за пределы круга.

— Здорово! — похвалил министр.

Другой школьник Ярослав Савельев показал министру гексапота — робота с шестью ногами. Руководитель мальчика, рассказали министру, студент БГПУ, создавший антропоморфного робота. Сейчас вместе с делегацией вуза он находятся на конференции по робототехнике в Китае.

Сотрудники химической лаборатории показали руководителю Минобра оборудование, на котором обучаются химики-аналитики. Свои навыки они оттачивают на высокотехнологичном оборудовании — газовом и жидкостном ионном хроматографах.

Еще одним пунктом посещения стал музей зоологии. Преподаватели и студенты собрали здесь более 5000 экспонатов. На витринах выставлены почти 3 тысячи видов насекомых и других представителей фауны Приамурья и Дальнего Востока. Дмитрия Ливанова больше всего заинтересовал стенд с ракообразными. «А что у лангуста нет клешней? — уточнил он у сотрудников. — Даже не знал, вот открыл что-то новое».

На встрече руководства вуза с министром образования и науки РФ прозвучала актуальная для Приамурья проблема — нехватка педагогических кадров. «Главная проблема — это жилье. Оно предоставляется для 51 %, при этом половина жилья благоустроенное, половина — нет», — рассказала ректор вуза Вера Щекина. Вуз нашел один из способов снизить кадровую напряженность в регионе — был создан педагогический отряд из студентов, которые в течение года выезжают в села и города, чтобы преподавать в школах, где не хватает учителей.

АмГУ показал передовые лаборатории

В АмГУ министра Ливанова встретили уже около шести часов вечера. Для визита Амурский госуниверситет был выбран потому, что является единственным вузом на Дальнем Востоке, который неоднократно побеждал в конкурсах проектов Министерства образования и науки РФ.

— Вы были здесь три года назад, — напомнил министру ректор АмГУ Андрей Плутенко. — В этот раз мы хотим показать вам, как рационально мы тратим деньги, полученные по федеральным программам. Это наша гордость. Мы еще на этапе заявок сразу приняли решение, что будем закупать не учебное оборудование, а промышленное и приспособим  его для лабораторных работ.  

Министру показали лаборатории энергетического факультета, который стал основной кузницей кадров для энергетической отрасли региона.

— В этом году мы выпустим трехтысячного энергетика, — рассказали министру. — Примерно половина энергетиков на амурских предприятиях — это наши ребята, наши выпускники работают и на руководящих должностях энергетических компаний региона.

В учебной лаборатории энергосбережения помимо учебных стендов, которые разрабатывались для студентов в Челябинске, есть тепловизор, дистанционный датчик. Студенты проводят здесь научно-исследовательские работы. В лаборатории высоких напряжений, уже название которой вызвало волнение гостя, показали трансформаторную подстанцию, которая используется в населенных пунктах области, и электрический разряд.

По пути в главный корпус в разговоре с министром ректор посетовал на нехватку площадей в вузе: в корпусе, где обучаются юристы, целый этаж пришлось отдать под лицей, где учатся школьники с 5 по 11 классы, а два года назад целое здание, где располагался факультет дизайнеров, пришлось вернуть под детский сад.

В главном корпусе экскурсионная программа началась с лаборатории робототехники и мехатроники, гостю продемонстрировали манипулятор, смешивающий химические вещества.

Научно-образовательный центр не без гордости рассказал о лаборатории космического материаловедения. Также министр познакомился с Центром информационной безопасности. «Готовите хакеров?» — пошутил министр, рассматривая оборудование лабораторий защиты информации от утечки. «Антихакеров», — также шутя, уточнили сотрудники вуза.

Возрастная категория материалов: 18+