Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Семью не включишь

Мы с женой в этом плане ученые. От нас дочка уходила в четырехлетнем возрасте. Я мультики вырубил, так Юля сначала надула губы, потом пыталась пустить слезу, но в итоге начала сборы. Дело было зимой, поэтому процесс подготовки был длительным. Однако необходимо отдать должное — дочь сама надела теплые с начесом колготки, шерстяные носки, валенки, комбинезон, даже пуховик застегнула. Все это делала молча и демонстративно. Мы с женой от такого поворота событий поначалу опешили, потом же пробудился естественный интерес — чем все закончится?

Дочка оказалась вполне самостоятельным человеком, способным собраться в дальнюю дорогу. Перед самым выходом из квартиры уселась в прихожей на полочку, в ожидании ответной реакции уставилась на нас прощальным взглядом. Скажу честно, сердце щемило от обиды: «Как так? Мы для нее все, а она махровой неблагодарностью…» Однако хватило ума не высказать подобный упрек вслух.

— Давай мать, собирай тормозок! Видишь, человек взрослый, в дальний путь собрался. Не голодать же ему в дороге,  — говорю жене громко.

Она, понимая, о чем речь, начинает резать колбасу, хлеб, делает бутерброды: «Юля, тебе чай сладкий в дорогу налить?»

Говорите детям «нет!», если не хотите их потерять.

Помыли пару яблок, все это тщательно упаковали в детский рюкзак. Боковой карман набили свежими носовыми платками. Я вынес в прихожую пакет с любимой книжкой и горстью киндер-игрушек. В довершение насыпал в карман пуховика конфет — чтобы сильно не грустила. Мы даже присели на дорожку. Сделали это все вместе, по-семейному, в обнимку.

Чем закончилась такая сцена, догадаться нетрудно. Ребенок догадался, что язык ультиматумов не работает, а даже напротив — превращается в язык взаимопомощи и искренней поддержки. Однако, взвесив все «за» и «против», дочка поняла, что теряет нечто гораздо более ценное, чем мультики. Семью, любовь и привязанность в телевизоре не включишь, и отдельной кнопкой на пульте дистанционного управления они не обозначены. Она так же самостоятельно разделась, аккуратно разложила вещи по местам и пошла на кухню помогать маме. Без капризов и мультиков.

Кстати, с тех пор в садик и на занятия в кружок дочка собирается только сама. Мы же видели, что она все прекрасно умеет.

Ветер в лицо

Надо ли воспитывать за такое ремнем? Ни в коем случае, и уж тем более девчонку. У нас всякое случается в семье, в том числе и конфликты. Бывает, что и на повышенных тонах разговариваем, спорим, доказываем, обижаемся. Порой дуем губы, но никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимаем вопрос о расставании. Наверное, потому, что надо было пройти столь серьезную и трудную проверку каждому.

Я сам уехал из дома через пару дней после выпускного бала в школе. Через месяц будет ровно четверть века, как я наезжаю туда редкими отпусками. Все что нужно было, всем доказал, чего хотел, в принципе добился. И каждый раз, подходя к порогу маминой квартиры, чувствую, как колотится сердце, и задаюсь одним и тем же вопросом — надо ли было тогда уезжать?

Надо было — чтобы сейчас рассказывать своим детям, как тяжело расставаться надолго. Такова цена семейного единства, которое рано или поздно так же будет измеряться расстояниями. Вырастут дети, разлетятся, обзаведутся собственными семьями и переживаниями. Просто всему свое время.

Пока же стараемся использовать в воспитании, к большому сожалению ставшие «нетрадиционными» принципы. Главное правило — всегда есть тот, кому хуже. Объясняем это на примере тех же уличных бродяг и многочисленных попрошаек. Заметив такого человека, дети уже сами требуют по монете, чтобы поделиться с ближним. Умение отдавать — лучшая защита от потребительского эгоизма.

Семью, любовь и привязанность в телевизоре не включишь, и отдельной кнопкой на пульте дистанционного управления они не обозначены.

Мы никогда не выбрасываем надоевшие игрушки. Стираем, моем, отдаем нуждающимся. Объявлений с просьбой поделиться ненужными вещами всегда хватает. Мы, конечно, регулярно обновляем собственный детский гардероб, но периодически дочки тоже донашивают друг за дружкой платья и юбки. Не потому, что жалко тратить деньги на новое, а потому, что таков принцип сохранения человечности.

По моему глубокому убеждению, лучше раскошелиться на поход в дельфинарий или экскурсию на страусиную ферму, нежели на безделушки. Здоровые впечатления важнее красивых фантиков. Роликовые коньки для ребенка полезнее смартфона. Телефон в наше время штука необходимая, но только чтобы быть на связи. Все остальное с избытком компенсируется ветром в лицо и радостью от нового спортивного или творческого достижения.    

Подальше от детей и внуков

Я пока не знаю, через что нам придется пройти в будущем, когда наступит тяжелый подростковый период. Вокруг слишком много пустых, ничего не стоящих соблазнов. Поэтому соломку подстилаем уже сейчас. Мы не боимся говорить детям аргументированное «нет!» Потому что не хотим их однажды потерять.

И уж точно трудно понять родителей, которые служат примером для подражания, однако требуют от детей нечто иного. Лет шесть назад в нашу редакционную столовую хаживала весьма импозантная дама дорогого вида. Золота на ней было не ко времени суток. В гардеробе безвкусица полная, однако впечатление абсолютного достатка производила.

Никогда не забуду, как она прямо во время приема пищи кричала в трубку на своего непутевого сына. Спустя десять минут жаловалась другому абоненту на нравы современной молодежи. Дескать, живут по принципу: «Дай! Дай! Дай!», бесконечно требуют денег и сидят на маминой шее, при этом ничего не давая взамен. К концу разговора дама успокаивалась и в который раз хвасталась, что ее будущие внуки ни в чем нуждаться не будут. Поэтому к свадьбе сына она обеспечит молодых машиной, квартирой и счетом в банке.

В редакционную столовую дама давно не приходит. По моим данным, перебралась в Волгоград — подальше от детей и внуков. 

Возрастная категория материалов: 18+