Взрослому человеку на таком велике ездить было неудобно.Взрослому человеку на таком велике ездить было неудобно.

Прививка от стрессов

— Дочку весь вечер рвало на нервной почве, ночь не спала перед этим экзаменом, домой аж зеленая вернулась, — делятся впечатлениями мамы четвероклашек. — Это чего же нам ждать в одиннадцатом? Они этим ЕГЭ наших детей в инвалидов превратят…

Грубо говоря, привычные сезонные переживания. Так и подмывало спросить: «Пошто ж, вы так своих детей не любите?» Это как нужно настраивать ребенка, чтобы он впадал в транс от таблицы умножения? И при чем тут ЕГЭ, до которого еще нужно дожить. С каких это пор у нас школа перестала быть вторым домом и воспринимается словно камера пыток?

Я не успел захватить ЕГЭ, поэтому в одиннадцатом сдавал обычный советский экзамен. Тянул билет, готовился, подходил к учителю и что-то рассказывал. Делал это дрожащим от волнения голосом. Была такая интимная проблема — предмет знал, а сформулировать не мог. Пока за партой сижу, все помню. Стоит выйти к доске — ветер в голове. Оттого и страдал от заниженных оценок. В мои бы годы тестирование, когда готовый результат надо только выбрать, я бы в медалистах ходил.  

То есть в плане морального напряжения разницы с сегодняшними условиями никакой. В моей памяти прочно засели полуобморочные лица и трясущиеся руки одноклассников. Правда, вместо запаха валерьянки в школьных коридорах витал отчетливый запах нашатыря. В наши годы никого не успокаивали, а сразу приводили в чувство. Ах да — еще шелест фольги от шоколада. Потребляли его плитками — лучшее средство от депрессии, и никаких психологов не надо.

И ведь ни у кого и в мыслях не возникало обвинять школу в издевательствах над детьми и непомерных нагрузках. Все же понимали, что из школы в любом случае выпустят, а вот впустят ли куда-то — оставалось большим вопросом. Потому что впереди предстояло не менее, а скорее более тяжелое испытание — сдача вступительных. Вот что было по-настоящему судьбоносным и без преувеличения волнительным. На этом фоне сегодняшние экзамены в четвертом классе — безобидная прививка от стрессов, которые будут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь.

Экзамены в четвертом классе — безобидная прививка от стрессов, которые будут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь.

И ладно бы тестирование младшеклассников имело хоть сколь-нибудь решающее значение. Эти оценки, насколько я помню, даже в аттестат не идут. При этом не сдать курс начальной школы по силам лишь закоренелому двоечнику. Оставят на второй год, так туда ему и дорога. Надо еще в школы возвратить кару за тунеядство. Не хочешь учиться — марш на производство, в ученики слесаря. После седьмого класса, безо всяких ЕГЭ, валерьянок, волнений и переживаний. Все польза для экономики.

Всем остальным надо всего лишь объяснить некогда популярное правило: «Ребята, не корову проигрываем!» В большинстве случаев столь рациональный подход заставлял биться за победу, без лишнего эмоционального фанатизма. Собственно, чем школьный класс отличается от футбольного поля?  

Дети-икс

У нас в принципе с детскими нагрузками беда. Посмотришь на него, он споткнулся и уже плачет, жизнь закончилась. Телефон не купили — из дома в побег, назло родителям и обществу. В моем детстве не у каждого собственный велосипед был. И ничего, жили, выкручивались, изобретали. Каждая трудность провоцировала полет фантазии.

Помнится, жили тогда маленькие дети. Маленькие не по возрасту, а по размеру. Они были меньше своих сверстников, наверное, потому что мало каши ели. И мама всегда говорила: «Вот не будешь кушать, не вырастешь как Пашка». Кажется, эти дети вообще не росли и, казалось, останутся такими до конца жизни.

И все как один такие дети были маленькие, шустрые и нагловатые. И та нагловатость часто граничила с абсолютным бесстрашием. Если кто-то намекал им на рост и вес, то эти маленькие дети тут же бросались в драку...

И советская велосипедная промышленность специально для таких маленьких детей производила в необъятных количествах огромные велосипеды. Типа «Урал». Взрослому человеку на таком велике ездить было неудобно, ногу приходилось слишком высоко задирать, дабы сесть на сиденье.

Зато маленький ребенок спокойно вставлялся под раму этого необъятного велика. Одной ногой он крутил педаль на той стороне велосипеда, а второй ногой на этой стороне. При этом умудрялся выгнуться, а точнее, обогнуть поясницей эту высокую раму, вцепиться в руль и вполне прилично рулить.

Со стороны все это выглядело скрюченно и неудобно. Однако маленьких детей сей факт не смущал. Сколько себя помню, эти дети ездили везде. В какой двор ни зайдешь, на какой тротуар ни выйдешь, обязательно нарвешься на скрюченного маленького ребенка, который торчит из-под рамы и при этом уверенно маневрирует...

Вот сейчас говорят, дети пошли акселераты — длинные и объемные. На плохую экологию сетуют да еще на фастфуд. По мне так все дело в кризисе велосипедной промышленности. Не выпускаются теперь те необъятные, огроменные велосипеды.

Сейчас велосипеды сплошь компактные и комфортные. На нем и не скрючишься особо, не изогнешься. Если ехать, то прямо, с гордо поднятой головой. Без напряга. Оттого сколиоз у всех массовый и хронический. Как послушаешь диагнозы в очереди к педиатру, волосы на голове дыбом становятся. Не дети среди нас — люди-икс, того и гляди трансформироваться начнут. И с изобретательностью тоже беда...