• Алексей Кравченко играет отца семейства Морозовых.
  • Виктория Толстоганова сыграла в картине одну из главных ролей.

Режиссер проекта Милена Фадеева уже знакома по успешному сериалу Первого канала «Обнимая небо». А про новую свою картину «Отчий берег» (где она, кстати, не только режиссер, но еще и автор сценария) говорит так: «Это будет настоящая сага — примерно такая, какими в советское время были «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Столь масштабный проект не мог меня не привлечь...»

Снимают картину по заказу Первого канала. Съемки проходят в Москве и Пермском крае.

Главу семьи Макара Морозова играет Алексей Кравченко, его жену — Светлана Колпакова. В фильме заняты Виктория Толстоганова, Виталий Хаев, Владислав Ветров, Юрий Нифонтов и другие известные актеры и актрисы.

Парк предвоенного периода

Журналистов ИА «Столица» пригласили в старинный парк на северо-западе Москвы, в Братцево. Тут в усадьбе Строгановых на ближайшие несколько дней и обосновалась съемочная группа фильма. Входишь в парки и попадаешь в прошлый век. По зеленым аллеям ходят люди в костюмах и платьях довоенной поры. И только снующие тут и там люди с камерами возвращают к реальности.

Сегодня здесь работают над сценой знакомства Степана Морозова, которого играет Юрий Борисов, и Людмилы Кацер в исполнении Виктории Толстогановой. На дворе — 1940 год. По замыслу автора Степан по стечению обстоятельств становится вором. А Людмила Кацер — подпольная королева преступного мира: все «щипачи» ей платят мзду. Позже по сценарию они станут любовниками, а сейчас они еще незнакомы и сидят в ресторане за соседними столиками. Степан по сюжету только что подрался, и руки его — в кровавых ссадинах. Перед каждым новым дублем ему снова и снова наносят искусственную кровь на костяшки пальцев и на лоб.

Играет живая музыка, массовка танцует вальс, а потом — танго. Режиссер Милена Фадеева наблюдает за происходящим по мониторам.

— На площадке у нас — настоящие музыканты и хореограф, — объясняет Милена. – Нельзя просто прийти с улицы и станцевать танго. Естественно, для этих эпизодов мы отбирали таких актеров массовых сцен, у которых есть специальная подготовка.

Мы обращаем внимание, что в тарелках — настоящая еда, никакой бутафории. Исключение составляют лишь спиртные напитки: вместо шампанского тут — светлый лимонад, водку заменяет обычная вода, а вино — соки.

Объявляют перерыв, оператор переставляет камеру — будут снимать крупные планы главных персонажей.

Королева воров

Роль королевы преступного мира была для Виктории Толстогановой полной неожиданностью.

— Она вдова бандита и сама живет в воровском мире, но персонаж не резко отрицательный, — рассказала Виктория. — Мне она напоминает героиню Достоевского, особу, выросшую из Настасьи Филипповны. Ей и с собой непросто, и в этом мире непросто. Она понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому нельзя просто назвать ее плохой. Мне неожиданно играть такого персонажа. Я чувствую себя в этой роли не комфортно, но мне интересно, и я очень волнуюсь, играя ее, в ней есть какое-то демоническое начало.

Как призналась режиссер фильма, никого, кроме Виктории Толстогановой, она в этой роли и не представляла.

— Я именно для нее припасала эту роль, — говорит Милена. — Виктория — это моя любовь, эта та актриса, которая может все, у нее огромный потенциал. С ней работать — одно удовольствие. И здесь у нее — очень яркая и необычная роль. При том что ее Людмила постоянно общается с ворами, она остается дамой изысканной, в ее речи нет слов из воровского лексикона.

Начало и конец

В роли главы семейства Морозовых Милена тоже видела только Алексея Кравченко и была очень рада, что он согласился сыграть Макара.

— Большая часть съемок Алексею Кравченко только предстоит, — говорит режиссер. — Практически вся его работа будет происходить в экспедиции на Урале.

Алексею Кравченко «повезло»: в первый же его съемочный день пришлось снимать сцену гибели его героя.

— Это в советское время все снимали по сценарию, по порядку, шли по развитию событий, сейчас все немного иначе, — рассказал артист. — Конечно, сложно входить в образ не с начала, а с конца: я даже толком разыграться не успел. Но режиссер считает, что получилось неплохо. А все самое главное — еще впереди….

В огне войны

Будут в фильме и боевые эпизоды Великой Отечественной войны.

— Как для любого режиссера, а для женщины вдвойне, мне было сложнее всего снимать батальные сцены, — отметила Милена Фадеева. — Мы уже отработали танковый бой, рукопашный — и это было непросто! Снимали мы зимой, люди лежали в -20 градусов на снегу, на промерзшей земле, все черные от земли и копоти, а кругом гремели взрывы, полыхал огонь… У нас в такой мороз по полтора часа техника не заводилась…

Съемки этих сцен проходили в подмосковном Алабино на полигоне танковой дивизии — там, где проходят репетиции Парада Победы. Съемки некоторых сцен велись с воздуха. Для этой цели были задействованы квадрокоптеры.

Драгоценная тайна

На съемочной площадке присутствует огромный автобус с одеждой.

— Иногда бывает так, что костюмы приходится менять на ходу — локация, объект диктуют свой стиль, цвет, детали, — рассказывает художник по костюмам Алексей Камышев. — Кроме того, у художников по костюмам есть такая поговорка: легко одеть главных героев, а ты попробуй, одень массовку! Именно эти люди делают своим появлением картинку сочной и колоритной, создают настроение, эпоху. Кое-что взяли из собственных запасов, что-то нашли на блошиных рынках. Для пошива ищутся еще и ткани той поры —  существуют целые рынки старых тканей советских времен.

Как удалось узнать, для съемок сцен в ГУЛАГе были закуплены новые телогрейки, после чего их старательно вываривали с хлоркой, пачкали краской и рвали — одним словом, фактурили, для того, чтобы в кадре они выглядели правдоподобно и колоритно.

Кстати, оказалось, что драгоценные украшения, которые мы увидели на актрисах во время съемок — ни что иное, как искусно подобранная бижутерия.

— Именно бижутерия выглядит в кадре особенно дорого — в отличие от настоящих драгоценностей, которые в кино не так заметны, — раскрыл тайну Алексей.

Родина для героя

Съемочная группа вскоре переберется из Москвы в Пермский край,  в поселок Кусье-Александровский.

— Мы долго выбирали село, где у нас будет жить семья Морозовых, — говорит режиссер. — И когда я нашла в интернете фотографии этого поселка и его окрестностей — сразу поняла: вот тут все и будет происходить! Мы даже дом там нашли, который идеально вписался в наш сценарий.

Часть сцен в тех краях уже успели отснять в конце зимы. В массовых сценах снимались местные жители – и молодежь, и пожилые.

— У нас был эпизод, когда на площадку пришла одна бабушка, — вспоминает Фадеева. – Ей нужно было просто с коромыслом пройтись по сугробам. Мы делаем дубль, а она с характерным местным говором произносит: «А чой—то у меня валенки не подшиты, я скольжу!» Я тут же собрала на площадке всех актеров и попросила поговорить с этой женщиной, чтобы они смогли уловить здешний акцент и говорили так же, как местные жители…

Для съемок в Пермский край из Москвы привезут весь необходимый реквизит, включая автомобили 40-х годов.

Работа над проектом будет идти все лето. В эфир фильм выйдет в следующем году.