Фото: kinowar.comФото: kinowar.com

Британец Йэтс известен нам в первую очередь четверкой фильмов про Гарри Поттера, и это были наиболее интересные серии, включая совсем уж готические «Дары Смерти». Отдав этому благодарному, но утомительному делу пяток лет жизни, постановщик немного повозился с малобюджетным сериалом «Тиран», а потом вернулся в большое кино, да как вернулся! Уже в ноябре на мировых экранах появится лента «Фантастические твари и где они обитают. По всей видимости, Йэтс запросто обошел самого Волан-де-Морта и действительно в каком-то смысле захватил поттерианскую вселенную. Перед тем же, как вернуться к привычным магам и маглам (лента обещает быть как минимум остроумной), специалист взялся отряхнуть пыль с образа человека-обезьянки, готового ради любимой сражаться против львов, вместе со львами и как лев. Проект к этому моменту мариновался в собственном соку 10 лет, сменил массу режиссеров и изрядно подзавял. На пафосный камбэк героя книжек в мягкой обложке выделили 180 миллионов долларов, кастинг проводили с размахом, пытаясь напялить набедренную повязку то на Тома Харди, то на Генри Кавилла (который предпочел обтягивающие штанишки Супермена), то вообще на пловца Майкла Фелпса (а почему бы и нет, у парня в тонусе нужные группы мышц, а система Станиславского в данном случае необязательна). Остановились на одном из многочисленных сыновей шведского актера Стеллана Скарсгарда, загнав мальчугана в спортзал на четыре месяца.

Тарзан из молодого шведа получился предельно шаблонный, как и задумывалось: ему одинаково идут наряд лондонского денди и костюм Адама, разве что лицом худоват — ну так и Джейсон Момоа, видимо, тоже был занят. С Джейн все понятно (Робби настойчиво расчищает себе пространство), Вальцу достался — вы удивитесь — персонаж подлый и жестокий, Джексон же влез в шкуру чернокожего аболициониста, страдающего комплексом вины. Страдает он, правда, ровно один раз, ночью у костра: все остальное время белозубый дядька пребывает в прекрасном расположении духа, бегает, падает, стреляет и безудержно хохмит. Вальц помогает как может, но за его героя сценаристов следовало бы и вовсе оставить среди диких обезьян: настолько не уважать возможности исполнителя — это, конечно, нонсенс. Вообще же, единственное, что в этом фильме претендует на оригинальность — это завязка по принципу «Кинг-Конг наоборот»: если большую гориллу вывозили из джунглей, то Тарзана, напротив, всеми силами стремятся туда ввезти. Впрочем, Йэтсу хватает хитрости и на то, чтобы умело завуалировать недостатки в открывающей фильм сцене. Зрителю даже кажется, что его ждет нечто необычное. Расслабьтесь, Кинг-Конг остается Кинг-Конгом в любых условиях.

Быстро обозначив, что европейцы (упор делается на бельгийцев) — сволочи, колонизаторы и шовинисты, а коренные народы пусть и агрессивны, но зато чисты душой и наивны аки малые дети, режиссер пускается во все тяжкие. «Тарзан» быстро превращается в безумную мешанину из аргентинского телесериала и передач «В мире животных» и «Клуб путешественников». Йэтс то и дело отправляет зрителей знакомиться с историей Тарзана, как будто они о ней ничего не знают. Флешбэки сопровождаются иезуитским занудством и тошнотворными крупными планами — публике постоянно придется любоваться на один глаз Скарсгарда или на одно ухо Робби. Родители, джунгли, приемная мама-обезьяна, мужчина, «я студентка из США», «не лапайте меня за коленки», «ты спас меня, это любовь» — если бы не эти реминисценции, картина преспокойно уложилась бы в час. Ибо в основной линии, сбиваясь на виды саванны и танцы диких племен (как на заре кинематографа, честное слово, эка невидаль) авторы фильма делают вестерн — не зря же платили такие деньжищи Джексону и Вальцу. Вестерн с самого начала выглядит так себе, в нем слишком много логических провалов и сюжетных тупиков, а в скором времени и вовсе превращается в какой-то нелепый водевиль с пароходиками, разоренными хижинами дяди Сэма, македонской стрельбой и ограблениями поездов. Тарзан успевает побить стадо бельгийцев и стадо африканцев, но проигрывает одному примату со специальными навыками.

За одной дуростью следует другая, еще большая. Зачем нужна сцена ужина? Как чернокожий парнишка выбрался из запертой клетки? Почему все постоянно натыкаются друг на друга в джунглях, в которых и просто выжить-то — задача не из простых? Заблудившийся Йэтс водит героев фильма по кругу: одни и те же львы попадаются навстречу в разных концах страны; стадо каких-то коров, пробегая через палаточный лагерь, полностью ликвидирует подразделение в тысячу бойцов; с крыши вагона забавно свисают мужские ноги. Герой Джексона ищет какие-то выпирающие из сюжетной линии доказательства рабовладельчества, Тарзан встречает Хатхи, хотя это обычно свойственно Маугли, Джейн всю дорогу стращает небритых мужчин своим необузданным супругом. К середине картины хочется занять себя чем-то еще, хотя бы Берроуза почитать. Происходящего на экране явно недостаточно, чтобы полностью увлечь зрителя. У героя Вальца полностью отсутствует харизма, из-за чего ни одна шуточка не проходит. Даже забавный момент с потерянной шляпой Йэтс умудряется продублировать и тем самым испохабить. Но обезьяны громко орут и стучат себя кулачищами в грудь. Насчет других животных создатели картины особенно не заморачивались, сафари не задалось.  

История затянувшегося дауншифтинга завершается целым набором банальнейших сцен, рассчитанных явно на публику с интеллектуальным дефицитом. Тут вам и роды, и крокодил кусь-кусь, и «все взорвалось, но я выжил, любимая», и смешной дедушка улепетывает на кораблике. Тарзан спас Конго от колонизации. Прекрасно! Ведь сами конголезийцы как-то подозрительно не реагировали на этот досадный процесс. Красивых видов природы в картине не то чтобы чересчур (глаз Скарсгарда показывают чаще), но они нагоняют тоску своим однообразием. Зато в сценах с вполне человеческими разборками оператор вдруг мнит себя выходцем из артхауса, начиная заглядывать героям под подбородки, гулять вокруг них и вертеть объективом, вызывая у зрителя легкую тошноту. Общее впечатление оказывается удивительно тягостным.  «Тарзан» — дорогая, но ни на что не годная игрушка, на которую ради приличия наклеили ряд громких и уважаемых ярлыков.

И даже тот факт, что перед нами все-таки больше комикс, нежели воплощение литературного произведения, не оправдывает создателей фильма. Рейтинг PG-13 отнюдь не означает, что на сеанс пожалуют только 13-летние зрители. Картина как нелепая железная дорога посреди африканских пустошей: непонятно, зачем она нужна и как она работает. Тарзану хорошо в джунглях. Это факт, но при таком раскладе вслед за ним туда мало кому захочется отправиться снова.